Александр Муратаев: «Большинство фокусов требуют постоянных тренировок»
4 августа телеканал ТВ-3 распахнёт двери в удивительный и таинственный мир магии в шоу «Всё, кроме обычного», созданном Comedy Club Production с участием известного во всём мире иллюзиониста, призёра международных конкурсов фокусников в Европе и США Александра Муратаева. Перед запуском телепроекта Александр ответил на несколько вопросов для нашего интернет-издания.
Фокусник, иллюзионист, маг, волшебник — какой термин вы предпочитаете?
Я предпочитаю называть себя иллюзионистом. Слово «фокусник» звучит как-то более обыденно, хотя, по сути, значит то же самое. Но я не люблю, когда меня объявляют магом и чародеем, потому что это неправда и к тому же звучит несолидно. Когда выступление проходит на детском празднике, так ещё можно сказать, но на таком серьёзном шоу, как наше, это неуместно.
В России вы, возможно, самый востребованный иллюзионист с очень напряжённым рабочим графиком. Чем вас заинтересовало ещё и шоу «Всё, кроме обычного» на канале ТВ-3?
Во-первых, будучи одним из немногих, кто ратует за развитие искусства иллюзионов, я понимаю, что без участия телевидения это невозможно. К тому же медийность помогает мне создавать более масштабные фокусы.
Например, многое в моей жизни изменилось после выхода на ТВ-3 шоу «Удиви меня!», в котором я также участвовал. После него у меня стало намного больше выступлений, я начал больше зарабатывать. И если раньше я мог купить колоду карт и какой-то мелкий реквизит, то сейчас для меня доступно более дорогостоящее оборудование, я могу ездить в другие страны на выступления лучших иллюзионистов мира и на международные конференции фокусников.
Шоу «Всё, кроме обычного» готовилось очень давно, и я принимал участие в его организации ещё со стадии первых переговоров. То есть это не меня пригласили в готовый проект — наоборот, я долго добивался того, чтобы его открыли.
Насколько мир фокусников закрытый и жестокий?
Мир фокусников сам по себе очень добрый, и атмосфера в нём очень дружественная. Здоровая конкуренция присутствует, но между иллюзионистами нет неприязни или явного соперничества, как бывает на конкурсах красоты. Никто никому не портит реквизит, наоборот, все друг другу помогают, и это очень здорово. Я лично видел, как один иллюзионист помогал другому «додумать» фокус.
Конечно, в самой профессии фокусника есть опасные моменты, например, фокус с протыканием руки, во время исполнения которого можно серьёзно пораниться и даже повредить кости. Но если подходить к работе профессионально и отработать всё до мелочей, то такое никогда не случится.
В Интернете есть много видеороликов с якобы ошибками фокусников, когда женщину по-настоящему распиливают и так далее. Но практически все они — «фейк», сделаны специально, чтобы привлечь внимание. Таких ужасных вещей в принципе во время фокуса произойти не может, в России я за всю карьеру не видел ничего подобного.
Вы учились искусству фокуса в США. Расскажите, чем отличается заокеанский фокусник от отечественного?
У американских фокусников есть серьёзное преимущество. В западной массовой культуре иллюзион занимает более привилегированное положение, чем в нашей. Поэтому в США индустрия фокусов развита гораздо обширнее. Там постоянно проводятся форумы и конкурсы иллюзионистов, а в каждом городе есть магазины всевозможных приспособлений для фокусов.
Мы сейчас тоже стараемся развиваться в этом направлении, и проект «Всё, кроме обычного» является тому примером. В нашей стране есть отдельные организации фокусников, но общей структуры у них нет. Я сейчас занимаюсь продвижением более современной концепции — форумов, на которых собираются самые прогрессивные молодые иллюзионисты, чтобы обмениваться опытом и продвигать инновации. Меня привлекает идея создания ассоциации иллюзионистов России, но сейчас наша задача — это просто привлечь как можно большее количество заинтересованных людей.
Какие впечатления у вас остались от знакомства с Дэвидом Копперфильдом?
Я жалею, что не познакомился с ним раньше, лет пятнадцать назад. От его современных выступлений у меня было больше ожиданий — сейчас он двигается на сцене уже не так бойко просто в силу возраста. Общение с таким великим человеком принесло мне колоссальный опыт. Но общее впечатление было не блестящим, потому что я увидел, что он уже от всего этого устал. Копперфильд — один из немногих, кто умел делать всё: микромагию, сценические фокусы и крупные иллюзии типа исчезновения поездов. Он посвятил этому всю свою жизнь, и я уверен, что он ни одной лишней минуты не потратил на что-то ещё, поэтому Копперфильд стал великим фокусником.
Какими ещё личными и профессиональными качествами должен обладать хороший иллюзионист?
Первое и самое важное качество — это работоспособность, потому что большинство фокусов требуют постоянных тренировок. Нужно развивать ловкость рук, оттачивать технику, чтобы зритель не мог заметить ни одну деталь. Также нужно заниматься актёрским мастерством, совершенствовать свою речь. Я тренировал нескольких ребят, и они уже в девять лет могли делать фокусы, которые выполнит не каждый взрослый. Кроме того, нужно знать основы психологии. Некоторым иллюзионистам не хватает каких-то технических навыков, но они с лихвой компенсируют это умелым общением со зрителями. Когда вызываешь кого-то из зала на сцену, нужно понимать, какой именно человек подойдёт для каждого отдельного трюка. Если фокус раскрыт — это всегда вина иллюзиониста.
С чего можно начать человеку, который хочет стать фокусником?
Фокусником можно стать в любое время. Я всегда советую начинать с чтения книг о фокусах Марка Вилсона и других авторов. Начинать нужно с самых простых классических трюков, работать над ловкостью рук. И со временем можно придумывать уже собственные фокусы. Конечно, очень сильно помогает Интернет: там есть множество пособий для начинающих иллюзионистов, различные обучающие видео. Но нужно и обязательно знакомиться с другими фокусниками, общаться, перенимать опыт.
Что, на ваш взгляд, будет дальше происходить с индустрией фокусов под влиянием новых высоких технологий?
Фокусники очень быстро адаптируются под всё новое: если завтра изобретут искусственный интеллект, то первыми его будут использовать иллюзионисты. В «продвинутости» технических устройств мы не уступаем спецслужбам. Если, например, пятнадцать лет назад публику можно было удивить включением света по хлопку, то сегодня для всех это уже повседневная вещь. Сейчас разрабатывается такая технология, когда можно разговаривать по пальцу, а звук передаётся через кость. Так вот для фокусов этот трюк начали использовать уже лет пять назад. Или, например, многие трюки сейчас используют Bluetooth для мгновенной передачи данных.
В искусстве иллюзиона нужно всем интересоваться, всегда быть на шаг впереди. Это то, что я называю «современным фокусом». Когда иллюзионист в 2018 году продолжает показывать трюки с платочками, которые были популярными в 80-е, это говорит о том, что он не хочет развиваться. Нужно воспринимать новую информацию, следить за передовыми тенденциями. Им мы придаём особое значение на «Всё, кроме обычного».
Источник: Redomm.ru - Афиша Красноярска