Дакар Мастера боится
16 января закончился Дакар. Запомнится он тем, что российская команда «КАМАЗ Мастер» не только одержала на нем безоговорочную победу, выиграв все 14 этапов гонки, но и установила несколько рекордов.
Как много мы знаем про Дакар? Я имею ввиду ралли, а не столицу Сенегала. Мы знаем, что это многодневные гонки, в которых участвуют гонщики на мотоциклах, джипах и грузовиках. На грузовиках принято в России ставить особый акцент, потому что в этой категории нам есть чем гордиться — наша команда «КАМАЗ Мастер» на Дакаре показывает отличные результаты уже который год подряд, доказывая нам и конкурентам, что есть еще порох в пороховницах российского автомобилестроения, и что если с «малой формой» у нас дела обстоят не очень, то с «крупной» точно все в порядке. Более подробно про Дакар могут рассказать разве что его фанаты, коих немного. Поэтому в теме этого номера будем подробно говорить про Дакар, и как он нашего «КАМАЗ Мастера» боится.
По традиции знаменитый ралли-марафон Дакар стартует первого января. Второй год подряд гонка проходила в Южной Америке, а ее маршрут пролегал на территории Аргентины и Чили. Напомним, что раньше Дакар проходил на территории Африки, но из-за нестабильной политической ситуации и угрозы террористических актов было решено перенести его в более безопасное место.
Нынешний Дакар стартовал и финишировал в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Маршрут пролегал против часовой стрелки (в прошлом году — по часовой) и составлял почти 9000 тысяч километров, из которых 5200 километров составляли спецучастки.
Дакар 2010 можно назвать «кризисным», потому что на старт вышло почти в два раза меньше участников, чем в прошлом году: 382 в этом против 530 в прошлом. В зачете мотоциклов и квадроциклов 190 гонщиков, в категории внедорожников 140 экипажей, а среди грузовиков — 52. Во многом это произошло потому, что большую часть участников обычно составляют европейцы, для которых гонка на другом континенте является слишком затратной. Кстати, не все в курсе, что до 80% участников Дакара составляют любители, а не заводские команды с хорошей финансовой поддержкой.
Т.к. мы не освещали Дакар по ходу гонки, то решили сделать пост-репортаж. Наверняка, большинство читателей на новогодних каникулах тоже отдыхали, а не следили за ходом соревнований. Есть возможность наверстать упущенное.
Итак, Дакар 2010 состоял из 14 этапов. Первый этап стартовал 1 января в Буэнос-Айресе. Чтобы облегчить старт и повысить безопасность во время гонки, трассу пришлось сделать двойной, мотоциклы были отделены от грузовиков и автомобилей. Для мотоциклистов трасса была немного короче, чем для других гонщиков. Первый этап проходил по долине Каламучита, где проходит этап ралли WRC, поэтому «ралийщики» могли оторваться там по полной и показать все свои возможности. Что же касается нашего «Мастера», то КАМАЗ с первого этапа вышел в лидеры. Экипаж Чагина пришел первым, обогнав чеха Алеса Лопраиса на «Татре» на 27 секунд. Третье и четвертое места достались камазовцам. Финиш первого этапа находлся в Кордобе.
Второй этап «Кордоба — Ла Риоха» дал возможность проявить себя мастерам мотокросса и эндуро, которые ехали отдельно от автомобилей. Быстрые извилистые, сложные скалистые дороги, трапмлины — все, о чем можно мечтать любителям двух колес. КАМАЗ-Мастер на втором этапе удерживает лидерство. Чагин пришел первым, за ним с отрывом чуть меньше трех минут — экипаж Фирдауса Кабирова.
На третьем этапе «Ла Риоха — Фиамбала» грунт сменился песком. Участников ждал спецучасток, состоящий, в том числе, из 30 километров песчаных дюн. Температура за бортом поднималась до 42 градусов. Владимир Чагин сказал журналистам, что это был первый по настоящему сложный этап в гонке. Моторы перегревались, приходилось останавливаться, чтобы температура двигателя опускалась до рабочей. Но это не помешало Чагину снова прийти первым. Вторым финишировал Фирдаус Кабиров, третьим Андре Де Азаведо на «Татре».
Четвертый этап «Фиамбала — Копипао» был отмечен двумя главными событиями — пересечение Анд, а также границы между Аргентиной и Чили. Маршрут поднимался до высоты 4000 метров. Горный серпантин — не самый простой участок для грузовиков, резкие подъемы и спуски, а потом еще участок с дюнами, для прохождения которого приходится спускать шины. Российская команда в итоге заняла вест подиум. Чагин первый, Кабиров второй, Мардеев третий.
Пятый этап «Копиапо — Антофагаста» — это открытая скалистая трасса в начале и бездорожье в конце. Маршрут пролегает вдоль золотых и медных рудников, а также проходит по руслам высохших рек и каменистых участков пустыни. Этот этап был трудным физическим и психологическим испытанием, как позже признавались гонщики. Сильнейшая тряска, перегрев моторов, увязшие в рыхлой массе колеса, постоянная пыль, пробитые колеса и их замена – неполный список того, что пришлось пережить российской команде. Но Чагин опять финиширует первым. Эта 51-ая победа в его дакаровском арсенале поставила Владимира в ранг лучших спортсменов, участвовавших в знаменитой гонке за всю ее историю. От рекорда, принадлежащего французу Стефану Петранселю, его отделяет всего одна победа.
Шестой этап «Антофагаста — Икике» отметился пылью в начале, большой скоростью в середине и гладкий песчаный склон в конце. Угадайте, кто пришел первым?
Седьмой этап «Икике – Антофагаста» — самый длинный и самый разнообразный во всей гонке. Песчаные дюны в начале, затем трехкилометровый солончак: широкое поле с большими массивами сухой соли, которые заставляют снижать скорость до 10 км/ч, затем быстрые открытые дороги. Чагин опять приходит первым, за ним — Кабиров.
9 января организаторами был устроен день отдыха. Он был как нельзя кстати, потому что на седьмом этапе у КАМАЗа нашего гонщика Ильгизара Мардеева отказал двигатель: был поврежден и сам мотор, и к тому же система его охлаждения. Все российские гонщики на зубок знают техническое устройство своих автомобилей и проходят специальную техническую подготовку, именно это позволило экипажу Мардеева на месте поломки придумать способ, как временно починить двигатель и дотянуть до финиша седьмого этапа, а в день отдыха над мотором уже «колдовали» механики. На ремонт двигателя во время седьмого этапа было потрачено пять часов, — экипаж Мардеева «кубарем» скатился вниз в турнирной таблице.
Восьмой и девятый этапы «Антофагаста — Копиапо», «Копиапо — Ла Серена» готовили участникам пески пустыни Атакама и дюны высотой с 30 этажный дом. По заявлениям организаторов это были одни из самых сложных участков. Экипаж Чагина приехал первым на восьмом и вторым на девятом этапах, уступив первое место Кабирову. К этому моменту общий отрыв Чагина от коллеги составляет уже больше часа. Проблемы с двигателем отбросили третьего российского гонщика Ильгизара Мардеева на шестую строчку, он отстает от Чагина на 13 с половиной часов.
Десятый этап «Ла Серена — Сантьяго» — это 586 километров извилистой дороги в холмах и горах, трудности в навигации и возможность потерять драгоценные минуты, а то и часы из-за навигационных ошибок. Чагин, который опять пришел первым, за что отдельно благодарил своего штурмана Сергея Савостина. Ильгизару Мардееву на этом этапе опять не повезло — повредил камнями покрышку, из-за чего пришлось ее менять. От камней на этом этапе досталось многим гонщикам.
Во время одиннадцатого этапа «Сантьяго — Сан Хуан» участники опять пересекли границу Чили с Аргентиной на горном перевале Пасо Либертадорес, находящийся на высоте 3500 метров, в условиях разряженного воздуха двигатели не могут выдать полную мощность, поэтому механикам на этом этапе пришлось с ними повозиться, чтобы настроить моторы на горный лад. Движение по Андам продолжалось на протяжении 50 километров, затем гонщикам предстоял 20-километровый спуск. К финишу первым приехал Кабиров, вторым — Чагин.
Двенадцатый этап «Сан Хуан — Сан Рафаэль» должен был стать одним из самых скоростных, но большое количество ям и кочек не дали гонщикам «раскочегарить» их автомобили на полную, средняя скорость движения составляла около 40 км/ч. В одну из ям неудачно влетел гонщик на грузовике Iveco Жозев Адуа, который на некоторых этапах финишировал в тройке лидеров. Нашим же гонщикам везло как и до этого — Чагин первый, Кабиров второй.
Тринадцатый этап «Сан Рафаэль — Санта Роза» — это 40 километров песков дюн Нуиль в начале участка, в которых можно надолго увязнуть, и широкая и быстрая дорога после них. На этом участке каждый гонщик выдавил из своей машины столько, сколько мог. А наши КАМАЗы, которые показали высокую надежность могли к предпоследнему этапу показать многое. Чагину приходилось следить за спидометром, чтобы ненароком не превысить максимально разрешенную для грузовиков скорость — 150 км/ч. В итоге Чагин приехал первым, Кабиров — вторым, Мардеев — третьим.
Последний четырнадцатый этап — тоже скоростной участок, но особых сюрпризов он не принес. К финишу добрались далеко не все — чуть больше половины стартовавших.
Эмоций от выигрыша или поражения многим гонщикам скрыть не удавалось. Аргентинец Марко Патронелли, ставший первым в зачете квадроциклов, плакал от счастья, Сирил Депре, победитель в классе мотоциклов, радовался как ребенок победе, к которой он шел три года. А в лагере КАМАЗа все было тихо и спокойно. Победа Чагина и второе место Кабирова, похоже, не стали сюрпризом не только для зрителей, но и для самих гонщиков.
Российская команда одержала не только безоговорочную победу, но и установила несколько рекордов Дакара. Так КАМАЗ установил новый рекорд для марки грузового автомобиля, одержав 9 побед за всю историю участия в интернациональной гонке. Чагин стал абсолютным рекордсменом ралли Дакар, одержав за свою карьеру в общей сложности 56 побед, что на одну победу больше, чем у предыдущего рекордсмена Стефана Петранселя. Иностранные журналисты еще в начале гонки дали Чагину прозвище «Царь», к концу Дакара он его только подтвердил.
Из наших не повезло только третьему гонщику команды «КАМАЗ Мастер» Ильгизару Мардееву, который из-за поломки мотора потерял много времени и в итоге занял пятое место.
Многие говорят, что феноменальные успехи Чагина на этом Дакаре — это удачное стечение обстоятельств. Отчасти это действительно так. В Дакаре 2010 не участвовали прошлогодний бронзовый призер Жерар де Рой и победитель 2008 года Ханс Стейси. Сильные команды Daf и Man свернули свои дакаровские программы и на гонку не приехали. Единственными серьезными конкурентами КАМАЗу называли гонщиков команды Tatra. И на первом этапе чехи показали нашим гонщиком, что способны наступить им на пятки — Алеш Лопрайс уступил Чагину всего полминуты, но уже на третьем этапе разбил свой грузовик в аварии, а его напарник, бразилец де Азеведу вышел из строя три дня спустя из-за проблем с механикой. Но победителей не судят, тем более что девять раз случайно чемпионами в командном зачете не становятся.
Интерес к Дакару после переноса гонки из Африки в Южную Америку не ослабевает, а наоборот, только растет. Это выражается и в повышенном внимании СМИ и в количестве зрителей, которые приходят посмотреть на разные этапы гонок. В этом году зрителей было так много, что на некоторых этапах приходилось немного менять трассу, чтобы гарантировать безопасность фанатов. Несмотря на это, без жертв обойтись опять не удалось.
Разговоры о возвращении Дакара назад в Африку ведутся активно, и организаторы гонки уже ведут работу в этом направлении. Нам же остается только ждать следующего года, чтобы узнать, где будет проходить легендарное ралли, какие результаты покажет «КАМАЗ Мастер» и подтвердит ли Владимир Чагин свой «титул» царя.
Алексей Бегунков
Источник: Журнал Шанс-авто