«Дивергент»: Антиутопия для ленивых
«Дивергент» собрал в себе все любимые фантазии на тему утопий – от «Бегущего человека» до «Королевской битвы».
Однако сам он больше похож не на одно и не на другое, а на версию поттерианы для непослушных детей; если рассматривать его с точки зрения фанатской литературы от поклонников танцующих палочек и почтовых сов, все становится на свои места.
«Дивергент» снят по дебютному роману Вероники Рот – в 2011 году ей исполнилось 23 – и цветовая гамма мира, который фильм предлагает зрителю, стремится к школьно-праздничной, черно-белой. Наше кредо – условность, говорит Рот вместе с режиссером Нилом Бергером: они разделяют мир на фракции Искренность, Отречение, Бесстрашие, Дружелюбие и Эрудиция.
Самое интересное решение здесь – фракция политиков (Отречение), которая считается самой низовой и ходит в лохмотьях; это маленькое анархическое хулиганство– самый тонкий козырь в рукаве у Рот и Бергера.
В центре повествования находится девушка Беатрис из слишком простой семьи, которая обнаруживает в себе нетривиальные способности при довольно средних общих исходных данных и из простой семьи бежит в непростую. Местный аналог распределительной шляпы (если мы уж упомянули Поттера) при ее появлении сходит с ума, а вместе с ним и самый красивый мальчик из того факультета, точнее, фракции, куда девочка направилась.
Дальше зрителя будут пугать крупными планами беременной Кейт Уинслет, развлекать беспорядочной стрельбой в людей и обязательными в антиутопическом формате зомбированными войсками. А кто победит – вы, вероятно, догадаетесь сразу.
У Рот еще два романа, если что.
Итог: кино для тех, кому не хочется завтра в школу; для остальных сняли и написали много других хороших антиутопий.