«Джанго освобождённый»: С цепи сорвался
Бесстыжий, самодовольный, напористый, обезоруживающий — к пять раз номинированному на «Оскар» новому фильму Квентина Тарантино применимы те же эпитеты, что к его героям.
Каждый фильм Тарантино — булдыган в лицо с последствиями различной тяжести. Двадцать с лишним лет назад он открыл дверь в кинематограф ногой и впустил туда «Бешеных псов», закрепил позиции «Криминальным чтивом» и навсегда утвердил узнаваемую издалека авторскую поступь. Ты Квентина узнаешь по походке: бескрайние диалоги-пикировки, щедрые канистры красной краски и месть как высшая ценность.
Всё это есть в «Джанго», упоительной оде ковбойским сагам, рабовладельческому югу и личной коллекции пластинок режиссёра. Кажется, тут ошеломительно всё и все: люксовый ДиКаприо, которому страшно идёт его возраст, интеллигентный охотник за головами Вальц с кланяющейся лошадью, сам Джанго-Фокс, всаживающий пулю в морковку снеговику, служанки, изъясняющиеся на немецком и французском, а также самый жуткий персонаж фильма — вращающий глазами-угольями Сэмюэл Л. Джексон, из уст которого рассыпанное горохом по фильму слово «ниггер» звучит особенно уничтожающе.
Тарантино сколотил вестерн («саузерн») своей мечты, прикрутив туда всё, что любит, не забывая ни поржать, ни утереть слезу. Так, перед первым убийством Джанго на заднем плане вдруг начинают летать негритянки на чеховских качелях, а момент его встречи с женой весит примерно как три мелодрамы, вместе взятые. И, да, «Джанго» еще и очень смешной — в тех местах, в которых, как принято у Тарантино, смеяться не принято — а у него тут уморительные всадники Ку-Клукс-клана в неудобных мешках, например. И простреленные люди, много простреленных людей (смешных тоже).
Другое дело, что разлюли-малиновый сок вёдрами и ухарское упоение возмездием длятся примерно на двадцать минут дольше, чем вмещает голова. В какой-то момент спина под кнутом режиссёра несколько теряет чувствительность. Тарантино настолько не может остановиться, подминая под себя жанр, что ближе к концу, расталкивая статистов, выходит на сцену сам, грузный и непристойно довольный собой.
Отдельная пуля в лоб — это цельнолитой саундтрек «Джанго». Музыкальный вкус у Тарантино чёткий, как лазерная указка. Среди треков — Луис Бакалов, автор «именной» темы к оригинальному «Джанго» 1966 года, ранний Эннио Морриконе, пронзительный бард Джим Кроче и маргинальный бард Джонни Кэш, а также внезапные рэп-боевик-врезки. То есть всё, что можно сказать на тему американской вестерн-романтики в 2013 году.
Резюме: отличное, кровавое, развесёлое, печальное, никому не дающее спуску кино, которое стоило немного уплотнить. А может, и не стоило.