нет данных погоды

Фестиваль борьбы в Красноярске

\\Текст: Александр Ефанов

Памяти Ивана Ярыгина посвящается

Какие ассоциации в первую очередь возникают у людей, вспоминающих Красноярск?
Для кого-то это дикая природа, загадочные Столбы и великий Енисей. Для кого-то Красноярск – город, в котором начал петь Дмитрий Хворостовский и сыграл первые роли Иннокентий Смоктуновский… А для десятков тысяч ценителей борьбы всего мира Красноярск неразрывно связан с именем русского богатыря Ивана Ярыгина и турнирами, проводимыми в его честь.

Ярыгин в жизни

Иван вырос в деревне Сизой, что на берегу Енисея. Рос простым крепким мальчишкой. Из любимых развлечений — поездки с отцом на лесозаготовки каждые каникулы. Окончив школу, приехал в Абакан, поступил в автотранспортный техникум. И тут судьба преподнесла ему подарок.

Каждый, наверное, хотел бы услышать вопрос: «Парень, хочешь стать олимпийским чемпионом?». Только для большинства это так и остается мечтой, а вот для Ивана стало явью. Во время футбольного матча, в котором он участвовал, недавний выпускник ГДОИФК имени Лесгафта Владимир Чарков обратил внимание на крепкого быстрого парня и сразу огорошил таким вопросом.

Чемпионом! Да еще и не в футболе, где Иван творил чудеса, а в борьбе! Но поверил, начал заниматься новым для себя видом спорта. И оказалось, что кроме здоровья есть у атлета и столь необходимые упорство, воля, характер…
Пришлось проявить характер и Владимиру Ильичу. Уже вскоре он понял, что имеющихся у него знаний не хватает. И отдал «ценнейшую находку» своему товарищу — Дмитрию Георгиевичу Миндиашвили. С тех пор этот тандем был неразлучен. Особенно скрепил дружбу случай, когда тренер в последний момент вытащил новобранца из воинского эшелона, увозившего Ивана на службу на Дальний Восток.

Постепенно начал приходить успех. Выиграл чемпионат РСФСР, чемпионат СССР среди студентов, взрослый чемпионат страны. И как главное признание — приглашение в олимпийскую сборную. То выступление в Мюнхене было достойно того, чтобы включить его в Книгу рекордов Гиннеса: на 7 поединков Иван потратил всего 8 минут 20 секунд вместо положенных 63 минут! Семь чистых побед!

Через 4 года новые Игры - и новая «легенда». Дело в том, что посетивший нашу сборную президент FILA (Международной федерации спортивной борьбы) Михай Биро пошутил, что медаль не будет считаться настоящей, если Иван победит не броском прогнувшись. И в финале Иван выполняет «кочергу» (так в народе называют упомянутый бросок)… А вот выступить на московской Олимпиаде и стать трехкратным чемпионом Ивану Ярыгину помешали политические игры. Зато тогда он впервые предстал в роли главного тренера сборной.

Ярыгин в легендах

Как про всякого великого человека, про него ходят легенды.

Вспоминает олимпийский чемпион Алексей Шумаков:
- В те годы, как правило, турниры проводились общие. Начинали мы, классики, а вслед за нами шли вольники. И Ваня обратил внимание на то, что мы выступаем синхронно. Если у меня борьба шла, то и он выигрывал. Если же я выступал не очень, то и у Ивана не ладилось. И вот накануне Игр в Монреале он рассказал мне об этом и добавил: «Не знаю, как будешь бороться, но если проиграешь, я тебе головенку-то оторву…» Пришлось побеждать.

А двукратному чемпиону мира Виктору Алексееву он буквально изменил судьбу.
— Накануне чемпионата мира в Клермон-Ферране я получил нелепую травму (в тренировочном зале на красноярского легковеса упал стеклянный витраж. – Прим. автора). Но готовиться к новым стартам я не переставал. И тут мне приходит вызов на сборы. Я принял его как должное, ведь свое звание чемпиона мира я никому не уступил. Приехал, переоделся, выхожу на построение. Стоим шеренгой на краю ковра мы, борцы, напротив шеренга тренеров. И вдруг выходит Иван Сергеевич. Увидел меня и сразу: «Ты что тут встал? Не здесь твое место!» Подошел, взял за руку и перевел в шеренгу тренеров. Так и кончилась моя карьера спортсмена…

На Играх в Сеуле олимпийским чемпионом стал ученик Виктора Алексеева — Адам Сайтиев. За это достижение Виктор Петрович получил звание Заслуженного тренера России.

А вот еще одна легенда, от Михаила Мамиашвили:
- Страстью Ивана Сергеевича всегда оставался футбол. В последние годы он играл за Олимпийский комитет России. Как-то после матча с правительством Москвы встречаю его, а он идет расстроенный. Спрашиваю: в чем дело? А Иван и говорит: «Взял тут в игре пенальти от Лужкова, а он мне заявил: «Х.. тебе, а не квартиру в Москве!» Интересно, пошутил или нет?..»

С чего начинался наш турнир?

— В конце 80-х в мире проводилось не так уж и мало борцовских соревнований, - вспоминает наш прославленный тренер Дмитрий Георгиевич Миндиашвили. — Но подлинной жемчужиной среди них был Тбилисский международный турнир. И взяла меня обида: почему они могут проводить соревнования такого уровня, а мы нет? Зал прекрасный у нас есть, опыт тоже: недавно с блеском провели чемпионат СССР. В честь кого проводить тоже есть, да и спонсоры богатые появились, так что проблем с призами не будет. Решил действовать. И первый, с кем связался, был Иван. Так и так, есть желание организовать турнир, предлагаем в твою честь…

Иван Сергеевич сперва было обрадовался, только волновался: да кто к нам поедет? Фразу эту мне довелось услышать еще не раз. И во Всесоюзной федерации борьбы, и в крайкоме партии (а без согласия этой организации тогда нельзя было и шага сделать) все дружно говорили: «Хорошее дело начинаете, мы вас поддерживаем, только кто к вам поедет?»

К тому же Красноярск все еще оставался закрытым городом. Так что, ведя подготовку, мы сразу имели в виду «запасной аэродром» — Абакан. Рассчитывали до последнего дня, что Красноярск откроют, но все таки не получилось… Некоторые иностранные делегации мы встречали в аэропорту и, не выводя с территории, пересаживали на рейс до Абакана. Худо-бедно, а полтора десятка команд к нам приехало (много, если учесть, что команда СССР выступала одним коллективом, а не 15 республиками, как сейчас).

Прошел первый турнир летом 1990 года. Боролись на Центральном стадионе, установив помост прямо на поле. И болельщиков собралось столько, что рев стоял непрекращающийся! В финале самой престижной первой тяжелой категории (ведь именно в этом весе заканчивал карьеру Ярыгин!) боролись два красноярца — Андрей Лыков и Владимир Модосян. И не так важно, кто из них победил: в тот раз отметил Иван Сергеевич обоих борцов. В рамках турнира прошел еще и командные соревнования, и матчевые встречи СССР — США, Красноярск — США…
— Наборолись от души, — вспоминает Виктор Алексеев. — А потом все почетные гости отправились в Сизую, где их принимала мама главного виновника торжества…

Турниры, один за другим…

Следующий турнир, как и все последующие, прошел уже в Красноярске. Так что отчасти борьба «приложила руку» к «открытию» нашего города. Шли годы, менялся статус мероприятия. Менялись сроки проведения. Одно время в Красноярске определялся состав сборной на чемпионат мира, что делало наш турнир более значимым, чем чемпионат России. Что, в общем-то, нонсенс…

А в 97-м году мы турнир чуть было не потеряли. Тогдашний губернатор края Валерий Зубов, не слишком довольный невысоким резонансом после чемпионата мира, решил избавиться от лишних трат. И сделать прописку турнира плавающей. Мол, в следующем году Ярыгинский пройдет в Кемерове, где Иван родился, через год в Абакане, где вырос, затем в Москве… Может, когда и до Красноярска очередь снова дойдет.

Но в том же году Ивана Сергеевича Ярыгина не стало. Автокатастрофа унесла из жизни президента Российской федерации спортивной борьбы, вице-президента и главного претендента на высший пост FILA. Но турнир остался в Красноярске. И статус его растет из года в год. Ведь теперь в нем заинтересован не только край, но и Федерация, и Фонд борьбы… И даже FILA, ведь наш Гран-при открывает год у вольников, и все изменения в правилах апробируются именно у нас.

Вот и в этом году были изменены правила жребия при нулевом счете. Кто начинает схватку, теперь решает не арбитр, а сами спортсмены: они не глядя должны вытащить из мешка шарик, и если угадают свой цвет – идут на захват. А если не угадают — защищаются.

Осчастливленные дамы

Ну разве может существовать вид спорта, для участников которого не придумано название? Как ни прискорбно, но это я о женской борьбе. Краевое министерство потчует нас своим изобретением — борицы (по аналогии жрец — жрица). А чем плоха борчиха (пловец — пловчиха)? Иди борцовка? Хотя последнее слово уже занято. Обувь означает… Тем не менее, хоть и без названия, но выходят они на ковер и ведут бескомпромиссную борьбу с соперницами.
В этом году дамам основательно повезло. Впервые, по словам вице-президента ФСБР Натальи Ярыгиной, призовой фонд их части сравнялся с мужским (победитель получал 4 тысячи долларов, второй призер — две, а третий — тысячу). А еще впервые на турнире прозвучала песня, посвященная этому столь нелогичному явлению, каковым является женская борьба.

Беды девушек, занимающихся этим видом спорта, состоят и в отношении к ним олимпийцев. Ведь в программе Олимпийских игр - всего четыре веса из семи. Вот и получается, что бронзовый призер Европы в зачетном весе получает гранты из Фонда поддержки олимпийцев, а чемпионы мира в незачетных весах остаются ни с чем. Отсюда и ситуация по категориям: где пусто, а где густо.

Среди гостий турнира хотелось бы отметить японскую команду во главе с двукратной олимпийской чемпионкой Каори Ичо, побеждавшей соперниц исключительно на туше. И команду Великобритании, имена участниц которой родны нам и близки. Стоило Лондону получить право проведения Игр, как пошел поиск перспективных спортсменок по России и Украине. Девушки получили гражданство, им выплачивается приличная стипендия… Из Красноярска уже увезли две «бронзы», а ведь до Игр еще полтора года…

Ждали на ковре и еще одну двукратную олимпийскую чемпионку, пятикратную чемпионку мира Станку Златеву. Год назад в Красноярске она проиграла финал, готовилась к реваншу. Но в день соревнований подхватила грипп.
Главный тренер женской сборной края Виктор Райков выступлением команды остался доволен. У нас в активе «золото» Анны Половневой, два «серебра» - Юлии Бартновской и Алены Стародубцевой. Плюс лучший легковес Европы Лориса Ооржак, освобожденная от турнира тренерским советом.

Мужские медали

В мужской части программы выступили 186 атлетов из 17 стран мира. Можно было существенно увеличить число участников за счет российских борцов, но было принято решение ограничить их количество. Накануне турнира проходил отбор. И если раньше первенство ШВСМ по видам борьбы называло участников команд только Сибири и Красноярского края, то теперь IX Открытый всероссийский турнир по вольной и женской борьбе на призы Академии борьбы Дмитрия Миндиашвили стал отборочным и для других регионов. Приняли участие в отборе более 400 человек, и лишь лидеры весовых категорий попали на Гран-при.

После ухода из борьбы Бувайсара и Адама Сайтиевых красноярская школа лишилась «гарантированных» чемпионов. Тем ценнее успехи наших борцов, завоевавших медали.

В весе до 55 кг не успел набрать форму после победного «мира» Владимир Лебедев (идущий по параллельному зачету Красноярска и Бурятии), а заменявший его Мерген Санаа далек от сборной. Победа Джамала Отарсултанова сюрпризом не стала.

В категории 60 кг мы не напрасно ждали победы Опана Сата. Победа на чемпионате Европы в Баку уже сделала его одним из первых номеров сборной. А та скорость, с которой он проводит свои приемы, говорит о неплохом потенциале.

В весе 66 кг состоялось возвращение Заура Батаева. Последние годы он боролся в следующем весе, но, пользуясь возможностью «перевеса в 2 кг» (разрешено на нашем турнире), вернулся. Жаль, сгонка отняла столько сил, что хватило их лишь на два круга. Зато порадовались за Исраила Касумова, взявшего «бронзу».

На нашего лидера в категории 74 кг — Ису Даудова - мы смотрели лишь в одном матче. Поражение - и соревнования окончены. Достаточно часто на нашем турнире жребий сводит в схватке родных братьев. Вот только видим это мы лишь в расписании поединков, а не на ковре. По восточной традиции, младший не может победить старшего и под любыми благовидными причинами отказывается от поединка. Вот и в этот раз без борьбы Кахабер Хубешти (выступающий за Словакию) отдал победу брату, россиянину Саба Хубешти…

Весовая категория 84 кг пополнила призовую копилку красноярцев двумя медалями. В финале боролись Альберт Саритов и Анзор Уришев. Альберту уже 25, больше 10 из них он провел в нашей школе борьбы, но вот побед пока что маловато. Зато вторых-третьих мест с избытком. Подождем. Количество ведь рано или поздно в качество перейдет… А весной Красноярск в этой категории будет представлен сразу в двух сборных страны. Анзор, как чемпион, едет на Европу, а Альберт – на Кубок мира. Неплохо!

Год назад Юрий Белоновский сделал на Ярыгинском дубль. Выиграл и свой, полутяжелый (96 кг), и абсолютный веса. Нынче его хватило лишь на «бронзу». Дело в том, что красноярец сейчас служит в армии. А время для усиленных тренировок ему начали давать лишь месяц назад. Вот и не успел набрать форму.

Огорчил наш супертяж (до 120 кг) Кирилл Готовцев. В прошлом году он получил «бронзу» не только на нашем турнире, но и на чемпионате России. А нынче уступил уже в первом поединке.

Главный приз в «абсолютке»

В годы, когда выступал Иван Ярыгин, абсолютная весовая категория встречалась наравне со всеми остальными. И частенько соревнования в ней заканчивались именно победой нашего «полутяжелого» богатыря. И это несмотря на то, что соперники были тяжелее на 30-50 кг.

Нынче, кроме Ярыгинского, никто ее не проводит. Да и у нас не слишком-то афишируют. По слухам, боятся МОК. Если там узнают, что средневесы борются наравне с тяжами, то и так малое (сейчас семь, хотя недавно было 10) число весовых категорий сократят.

Зато у них самый высокий призовой фонд: победитель получает 350 тысяч рублей, второй призер — 250, далее 150 и 100 тысяч. Есть за что бороться.

В финал «абсолютки» попадали победители своих категорий, за «бронзу» боролись серебряные призеры.
Нынче все обошлось без сюрпризов. В обоих поединках супертяжи переводили соперников в партер, и, пользуясь полуторапудовым преимуществом, крутили их как хотели. Но - в рамках преимущества в шесть баллов, достаточного для победы в периоде.

Первый предолимпийский турнир завершен. До лондонских Игр осталось не так уж много стартов. И сохраняется уверенность, что красноярские борцы Опан Сат, Альберт Саритов, Анзор Уришев, Юрий Белоновский продолжат победные традиции, заложенные Иваном Ярыгиным.

Текст: Александр Ефанов
4 марта 2011

Источник:  Журнал «Я»

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх