Фильм «007: Координаты «Скайфолл»: Когда падает небо
Двадцать третий фильм. Пятьдесят лет одного из самых успешных проектов мирового кинематографа. Шесть актёров на роли Джеймса Бонда.
Не сказать ничего решительно нового при такой долгой и богатой истории – совершенно не стыдно. А вот Сэм Мендес («Красота по-американски», «Морпехи», «Проклятый путь») решается – и говорит. Его Бонд – это парад ретро-машин, выход на арену великовозрастных героев, которые внезапно оказываются круче молодёжи со всеми её цифровыми наворотами. Он больше не выбивает десять из десяти, не сдает нормативы по верхней границе, не успевает за технологическими новинками – но остается лучшим.
Мендес берёт быка за рога с первого кадра, заводя автомобильную погоню с подскоками и переворотами. Потом будет ещё круче – настоящий, не нарисованный поезд, врывающийся в подземку, подрывающееся здание MI6, с одной стороны, и прекрасные мелочи вроде победы Бонда над гомофобией, с другой.
Или вот – на крутом нервном пике Мендесраз – и транспортирует Бонда с его начальницей в туманы шотландской глуши с редкими каменными домами, в деревеньку, где неплохо бы разворачиваться какой-нибудь красивой вампирской сказке. Бонд отбивается от преследователей буквально подручными средствами а-ля бомба с гвоздями, устраивая зрителю нуарный «Один дома». И вот здесь мы внезапно понимаем, что Бонд не фигура из комикса, а человек. Что у него были дом, родители, наставник-егерь с ружьем. И так это круто, и такого объема придает герою – кажется, впервые за 23-серийную историю.
Нетривиально решен в фильме вопрос девушки Бонда. Официально – по праву, так сказать, плотского зова – это чернокожая Наоми Харрис. Но по сути полноправной партнершей Крэйга весь фильм остается Джуди Денч. И какие горящие глаза у этой британки, которой, на минуточку, без трёх лет восемьдесят – куда там двадцати двадцатилетним старлеткам.
Если в 2006 году кто-то ещё сомневался, что Бонду пойдет слегка помятое интеллигентное лицо Крэйга, то сейчас не осталось никаких сомнений – ставка была сделана верно. Крэйг вошел в обойму «Бондов» золотым шестым патроном. У него контракт ещё минимум на два фильма – и, похоже, мы уже знаем, что это главная роль в его жизни.
По итогу получается удивительное дело: из всегда современного шпиона на острие атаки Мендес делает подчеркнутого ортодокса, человека, чей век вроде бы прошел – но которого при этом совершенно некем заменить. В этом читается, конечно, метафора всей серии, альтернатив которой пока не придумано.
И, да. На протяжении всего фильма Бонд пьет не летописный уже мартини-коктейль. Он глушит виски – в том числе пятидесятилетней выдержки. А в решающий момент пересаживается на проверенный временем «Астон Мартин» с катапультой. Потому что он сам – именно такая машина – старая, блестящая, с выдержкой. За что и любим.
Резюме: возмутительно новый, предельно драматический Бонд про то, что старикам всё ещё здесь место.