Фильм «13»: Пуля – дура
В фильмографии франко-грузинского режиссера Гелы Баблуани собственных полнометражных картины – всего две. Первая вышла пять лет назад во Франции. Вторая – в этом году в США. Нынешний фильм «13» – это ремейк той первой картины 2005-го. Своей дебютной интригующей историей про грузинского эмигранта во Франции, который решает испытать судьбу и заработать, сыграв в русскую рулетку, Гела Баблуани заставил голливудских продюсеров выстроиться очередь – за право переснять кино.
В новой версии «13» действие полностью перенесено в Америку. Молодой Винс (Сэм Райли), нелегально подрабатывающий электриком, случайно подслушивает разговор хозяина дома с женой, который получил письмо – в нем обещали хороший куш за какое-то дело. Адресат умирает от передозировки накануне отъезда, и Винс решает рискнуть. Отправляясь за американской мечтой, он попадает в маленькое казино с большими оборотами: тут богатые люди ставят миллионы и играют в русскую рулетку. Правила просты: есть сам игрок (это отморозки из тюрем и психиатрических лечебниц) и хозяева. Побеждает тот, кто выживает. Большинство игроков погибает от пули, которая, как известно, дура, в затылок.
Для ремейка своего же собственного фильма Гела Баблуани собрал звездный состав. Мрачный Джейсон Стэтхэм сыграл одного из тех, кто на русской рулетке зарабатывает. В строгой мужской тройке и старомодном котелке он привозит в это же казино своего сумасшедшего брата (Рэй Уинстон)и, никаких симпатий к нему не испытывая, превращает его в пушечное мясо. Герой традиционно колоритного Микки Рурка – заключенный из мексиканской тюрьмы в ковбойской шляпе. Его доставляют в Америку в деревянном ящике. Рэпер 50 Сent, который есть на всех афишах фильма, нужен в картине скорее как приманка для зрителей. Его невыразительный персонаж, охраняющий одного из игроков (Микки Рурка), - всего лишь еще одна иллюстрация порочной власти денег над людьми.
Но из таких иллюстраций весь фильм Баблуани и состоит. В «13» - за редким исключением – нет ни одного положительного персонажа. И симпатии уже к середине фильма не удается испытывать ни к одному из них. Все те, кто оказывается в казино, одинаково порочны – и игроки, и их хозяева. Каждым из них руководит жажда наживы.
Винс, например, всего за один раунд русской рулетки как-то очень легко превращается из застенчивого американского электрика в хоть и не хладнокровного, но убийцу. И на допросе в полиции он, не моргнув глазом, сочиняет какую-то нелепую историю про то, как несколько часов бежал по лесу из казино – бежал так долго, что каблуки оторвал.
Гела Баблуани, фактически замкнув все действие своей картины в пространство казино, сконцентрировал в нем человеческое зло. Он довел до абсолюта один из главных ужасов общества потребления – власть денег над людьми, в буквальном смысле убивающую их. «13» - это фильм, в первую очередь, для тех, кто готов смотреть, как на протяжении полутора часов люди окончательно теряют свои человеческие качества, безжалостно стреляя в затылок ближнего своего.