Фильм «Алиса в Зазеркалье»: Изучение прошлого
«Алиса в Зазеркалье» – вторая попытка Тима Бертона экранизировать приключения живущей своим умом повзрослевшей девочки Алисы, в которой нет уважения к первоисточнику и пытливому уму зрителя, зато есть путешествия во времени.
Алиса Кингсли (Миа Васиковска) повзрослела – за ее плечами путешествие в Китай на корабле отца, встречи с пиратами, шторма и штили. Однако дома ее ждут неприятные известия, непонимание окружающих и ссора с матерью. Остается прыгнуть в зеркало и отправиться в волшебную страну, где тоже кое-что произошло: Шляпник (Джонни Депп) впал в жесточайшую депрессию из-за безвременно погибшей семьи. Помочь ему, конечно, может только Алиса. Отважной девушке предстоит изменить прошлое, подружиться со Временем (Саша Барон Коэн) и, конечно, вернуться домой.
Как и следовало ожидать – во второй части «Алисы» от гениальности Льюиса Кэрролла не осталось и следа. Конечно, после экранизации первой книги, в пух и прах разгромленной критиками, никто не ждал политической сатиры, совпадения с первоисточником. Но сценарист Линда Вулвертон пошла дальше: вместо абсолютно нового, еще более жестокого, волшебного мира Зазеркалья для повзрослевшей Алисы нас встречает избитый сюжет об играх со временем. Следя за происходящим, чувствуешь себя обманутым – слишком просто, хотя вместе с Алисой и мозг, и вкус зрителя должны были повзрослеть. По сути вторая часть являет собой фанатскую версию первой: мы знакомимся с прошлым героев, откусываем яблоко раздора между Красной и Белой королевами, погружаемся в семейные проблемы Шляпника.
Вопросы остаются и к главной героине, решимости в которой в Лондоне конца XIX века куда больше, чем по ту сторону зеркала. Преображение из смелого капитана в тихую девочку, не способную переубедить Шляпника, противоречит натуре Алисы – символа независимости, которая так нравится поклонникам книги Кэрролла. Кроме того, девушке так и не дали побыть самостоятельной: от начала до конца все хорошее она делает не сама.
Другое дело, что фильм Бертона вышел ожидаемо красивым, до краев наполненным спецэффектами, безумием и отличной графикой. Чудные костюмы, немыслимые персонажи, странноватый юмор – здесь есть все, за что многие обожают и уважают автора «Крупной рыбы», «Мрачных теней» и «Сонной лощины». И, без сомнения, это первый режиссер, который приходит на ум при произнесении словосочетания «экранизация «Алисы»».
Не остается вопросов и к игре Саши Барона Коэна, который ловко сыграл Время. Роль отчасти повторяет его в «Хранители времени», где тот предстает в качестве строгого станционного смотрителя, но в «Алисе» для его таланта куда больше места.
Иначе говоря, если вам по какой-либо причине понравился первый фильм, возможно, стоит закрыть гештальт и отправиться наслаждаться картинкой, не анализируя сюжет и время от времени хохоча. Но если вы ожидали (хотя бы от второй части) близости с первоисточником, то ваша наивность не найдет ни малейшего отклика.