Фильм «Август. Восьмого»: Как пара роботов может испортить солдатскую кашу
Первое, что хочется сказать Джанику Файзиеву по поводу «Августа. Восьмого» - спасибо, что не в 3D.
Последняя режиссерская, а не продюсерская работа Файзиева – семилетней давности «Турецкий гамбит». Возможно, режиссер так соскучился по старому креслу, что захотел снять фильм обо всем сразу – не знаю. Вижу только, как прекрасную и почти безукоризненную часть фильма (о войне) забросали невнятными линиями о семье, многообразии мужчин в природе и о боевых роботах-трансформерах.
Действие фильма происходит на фоне грузино-осетинского конфликта 2008 года. Мама (Светлана Иванова) посылает сына отдохнуть к родителям бывшего мужа, миротворца (Егор Бероев), прямо в эпицентр будущего вооруженного конфликта, а потом летит спасать ребенка. Всё, что в фильме касается войны, хорошо и самодостаточно. Противостояние танка и Бероева, бои с участием настоящей техники, пыльные красные облака крови от пулевых ранений, нешуточный мандраж перебежек под обстрелом. Красивый эпизод, где несколькими талантливыми мазками набросан довольно верный портрет братства военных журналистов. Оставить всё это да абстрактного маленького мальчика, ради спасения которого несколько человек рвутся на части, вполне мог бы получиться русский «Рядовой Райан» - или что-то вроде того. Но – тут на сцену выходит все, что в фильме плохо.
Что же плохо? Например, то, что касается отношений Ивановой с мужчинами. Хорошего дуэта у нее не получается ни с кем из трех представленных в фильме былых и потенциальных партнеров. Рядом с банковским клерком (Александр Олешко) получается актерский тандем, не годящийся даже для малобюджетного ситкома. С Бероевым в одном кадре они так и не встречаются, но, похоже, получилось бы примерно то же, что в конце концов с Максимом Матвеевым – довольно сильно исполненный мужской персонаж рядом с не меняющей выражения лица ни в поле, ни в мяле девушкой. Матвеев тут, пожалуй, краше всех (если не считать упорно заменяемое пристойностями - широкий прокат! - армейское арго). Кстати, одна из самых сильных любовных сцен в русском кино последнего периода, кажется, - эпизод как раз с Матвеевым, мнущим в кулаке грецкие орехи.
Отдельного удивленного всплеска руками заслуживает очень, скажем так, минималистичная работа специалистов по компьютерной графике. Потому и спасибо, что не в 3D – плоские роботы-трансформеры, в сознании спасаемого мальчика заменяющие все жестокие реалии войны, и без того выглядят сбежавшими из трехмерных мультфильмов пятнадцатилетней давности.
Есть и разные совсем не поддающиеся логике вещи – так, вместо смс (это в период-то военных действий с его предсказуемыми перебоями со связью) мама и сын посылают друг другу не текстовые сообщения, а видео, снятое на телефон. Или внезапные пять истребителей, расстреливающие вражеский джип и совсем уж с трудом тянущие на чудо. Если я найду ответ на вопрос, почему так происходит, возможно, мне удастся поставить этому фильму четверку – а так только твердое «три».
Резюме: довольно неплохое кино, если закрыть глаза на все, что не касается войны. А это сделать сложно.