Фильм «Батальонъ»: В поисках тестостерона
Военно-патриотическое кино — штука спорная. Потешаться над ним, вроде бы, и неуместно, но что делать в том случае, если фильм больше похож на недоваренный полуфабрикат?
Минувшей ночью на экраны страны вышел «Батальонъ» Дмитрия Месхиева — драма о женщинах не на своем месте с напрочь отсутствующим дидактизмом. Что из этого получилось?
В 1917 году наша с вами родина разрывается между двух воин и загибается от продолжающейся партийной смуты. Надежды на армию нет — в ней царит разложение, немецкий шнапс и легкие нравы. И тут, как это бывает, пульт управления берут в свои руки женщины из русских селений и наводненных горожанами столиц. Терпеть им уж мочи нет: у кого жених погиб на войне, у кого взыграл патриотизм. Итого, целый батальон крестьянок и экс-дворянок под предводительством георгиевского кавалера Марии Бочкаревой (Мария Аронова) готов отправиться к окопы. Для, так сказать, поднятия боевого духа. Оговорюсь, что барышни не особо метко стреляют, боятся пробежек по горам и готовы расцарапать симпатичные личики друг друга по поводу и без. Но, как вы уже догадались, реальная война перевоспитает их по полной программе.
Таить нечего, картинка у фильма вышла отличной. Волшебная палочка оператора Ильи Авербаха — прекрасные планы, сочные цвета, трогательные рукопожатия, целое лоскутное одеяло приятных глазу деталей. Поменьше бы пульсирующих артерий, длинных сцен удушения... но это уже вкусовщина.
Кастинг — сплошь выразительные типажи, полумесяцем брови и разнокалиберные фигуры, а иначе разобраться в бритоголовых женщинах, имя которым батальон, было бы ой как непросто. Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Мария Аронова, Янина Малинчик, Алена Кучкова и другие бегают по окопам, умирают, гнут кочергу голыми руками так убедительно, что волей-неволей щемит в груди от шальной пули, лишившей жизни кого-нибудь из верной команды Бочкаревой, у которой тестостерона в крови больше, чем у любого мужика взале кинотеатра.
На этом моменте надо бы разойтись и отправить вас в кино, но, увы. Сделать это мешает сюжет, наивность которого возведена в абсолют. Мотивации женщин, отправившихся воевать, не ясны зрителям до конца, второстепенные сюжетные линии брошены на полпути, истории не рассказываются. Свое желание быть полезными отечеству героини не объясняют, а на голом патриотизме далеко не уедешь. Почему все-таки женщины сменяют теплую постель смутной России на грязный окоп и немецкую угрозу? Вопрос без ответа и пояснений. Фильм вообще выглядит крайне сырым — ниточка сюжета то и дело рвется, а когда завязывать очередной наивный узелок команде создателей надоедает, наступают финальные титры с жутковатыми шрифтами и странными пояснениями.
Сырость фильма смешивается с предсказуемостью. Угадайте, что может случиться с женским коллективом в полевых условиях? Почти все, что вы придумаете (от беременности до побегов на одну ночку к миленькому и феерической драки), будет в этом списке. Так что если перенесшая потерю суженного дева с грустными глазами пройдет по перрону и ее лик крупным планом появится на экране — уже в следующем кадре она, конечно же, увидит своего командира с пробитой головой.
Но упрекать по-настоящему «Батальонъ» хочется за абсолютное непопадание в русский культурный код. В картине нет малейшего дидактизма, патриотический фильм и не воспитывает лучшие чувства, и не отвечает на вопрос «где место женщины во время войны?». Реплики, которые хочется кинуть себе под нос по пути к гардеробу звучат как «зачем?» и «и че?». А это плохой знак для кино с претензией на мораль и нравственное воспитание.
Вывод таков: «Батальон» вполне бы мог стать неплохой картиной, если бы его создатели точно знали, зачем снимать такое кино. Целей могло быть миллион, а получилась сырая зарисовка, приятная глазу, но бестолковая и ненужная, как, собственно, и женский батальон Марии Бочкаревой.