Фильм «Бен-Гур»: Непосильная задача
Пожалуй, 2016-й официально можно назвать годом ремейков. Только-только мы с вами пережили «Охотников за приведениями» в юбках, подготовились к «Красавице и чудовищу» с Гермионой в главное роли, как знакомый российскому зрителю режиссер Тимур Бекмамбетов замахнулся на святое – на экраны выходит «Бен-Гур».
Пару слов о сюжете: Мессала (Тоби Кеббел) – приемный сын в семье Бен-Гура (Джек Хьюстон) отправляется на войну, чтобы заработать имя и состояние, возвращается как римский легионер в красном плаще. Во время шествия по Иерусалиму Понтия Пилата зелот, которого Бен-Гур приютил в своем доме, пускает в прокуратора стрелу. Чтобы не навлечь беду на родных, Бен-Гур берет вину на себя и отправляется пленником-гребцом на римские галеры. Брат не делает ничего для его спасения. Пройдет время, и он вернется, чтобы отомстить за себя и семью.
В далеком 59-м Уильям Уайлер снял культовое американское кино по роману Лью Уолласа. Три часа повествования о вражде двух друзей, зрелищных гонках на колесницах, христианском всепрощении и Иерусалиме времен Христа принесли «Бен-Гуру» 11 премий «Оскар» (что по сей день является рекордом) и любовь. Мог ли Бекмамбетов, пусть и с бюджетом в 100 млн долларов, повторить успех классики кино? Нет, нет, нет.
Первое, что бросается в глаза – кастинг. Можно бесконечно сравнивать новинку с оригиналом, вспоминать слова Бекмамбетова об отсутствии желания переплюнуть культовое кино, но подбор актеров не слишком обрадовал. Меньше вопросов к Джеку Хьюстону («Дальняя дорога», «Подпольная империя») с его мягкостью и добрыми глазами, но Тоби Кеббел («Рок-н-рольщик», «Варкрафт»), к сожалению, никак не вяжется с Мессалой, и даже волевой подбородок и искорки во взгляде не могут ему помочь. Но самая забавная роль, безусловно, досталась Моргану Фриману – африканцу, чьи лошади понесут Бен-Гура на колесницах. Ежеминутно кажется, что Фриман развяжет дреды и начнет рассказывать что-нибудь в стиле его передачи на канале Discovery. Наконец, Христос, роль которого доверили бразильскому актеру Родриго Санторо, у Бекмамбетова похож на хиппи, в котором от Сына Божьего меньше, чем в нас с вами.
Второй вопрос к фильму: где деньги? 100 миллионов в американском эквиваленте – нехилый бюджет. Однако здесь он не бросается в глаза: зрелищная сцена (но уступающая картине 1959-го) с белоснежными лошадьми и гонкой на колесницах, крушение галеры – вот и все зрелищные сцены, не похожие на скромные батальные сцены какой-нибудь «Игры престолов». Все остальное выглядит максимально прозаично: от скачущей по трибунам лошади и мельтешащих камер до распятия Христа.
Но, на мой взгляд, самый главный провал ленты скрывается в неверно расставленных акцентах. Перечеркнутые верой и всепрощением годы терзаний и жажда мести– абсолютно логичная концовка для сюжетных линий Уайлера и Уолласа – в современном прочтении Бекмамбетова смотрится неуместно и со сдавленными смешками из зала. Команда сценаристов не смогла выцепить из книги главного, задать тон и направление измененным сюжетным линиям, режиссер – акцентировать зрительское внимание на морали. Итог – чуда превращения из мстителя в христианина нет.
Волей-неволей ежеминутно новинку хочется сравнивать с непобедимой классикой. И как бы не открещивался бесспорно талантливый Бекмамбетов от навешанных ярлыков о желании переплюнуть классику, все равно, глядя в глаза режиссеру, так и хочется задать вопрос: «Зачем, Тимур? Зачем?»