Фильм «Битва за Севастополь»: Не женская история
Снимать новые фильмы о войне к годовщинам великой победы над фашизмом — традиция верная. Но гораздо умнее расширять содержание фильма так, чтобы в рамки задуманного влезло все самое актуальное и умы тревожащее: и современный политический курс, и крымские дела, и пренебрежительное «фи» большинства в сторону американских соседей.
Из таких фильмов, если сделаны они довольно талантливо, получается красивая и страшная картинка о старом с налетом пропаганды о новом — такой и вышла «Битва за Севастополь».
Оговоримся сразу — сражение за город-герой не находится в центре сюжета. У фильма Сергея Мокрицкого вообще нет особой нити повествования. История о снайпере Людмиле Павличенко (Юлия Пересильд), убившей 309 фашистов, скачет с 1937 в 1942 и 1941, обратно: с поля сражения в Белый дом, возвращается в детские годы, льется рекой от первого до последнего любившего девушку мужчины. География войны меняется стремительно, но если за фабулой и получается угнаться, то эмоционально и до точки пережить каждый момент — не совсем. Только ты задумался о светлом настоящем после разорванных тел в окопах — и вот уже Людочка варит борщ на кухне Элеоноры Рузвельт. Есть ощущение, что таким образом зрителя оберегают от лишнего стресса, но фильмы о тяготах войны не лучшее место для сохранения чьих-то нервов. Да и трейлер обещал нам не скомканную историю, а достоверный документ.
Нет, конечно, это фильм не о женщине на войне. Он был таковым, если бы история разворачивалась вокруг Маши (Полина Пахомова) подруги снайпера Павличенко. В последней же нет почти ничего женского, хрупкого, легкого, даже с поправкой на военное время и закаленный отцом-НКВДшником характер. Это фильм о войне в принципе, о поломанных судьбах, о западном неведении беды и о великом подвиге наших дедов и прадедов. А Павличенко в нем — символ, та самая Родина, плачущая кровавыми слезами. Что ж, было бы глупо упрекать создателей картины в том, что между темами женщины на войне и темой страстей военного времени выбрали вторую.
«Битва за Севастополь» безоговорочно красива. Бойни в окопах, пролитые слезы над фотографиями убитого фашиста, пробежка по минному полю среди лютиков, прием российской делегации — все в фильме максимально эстетично, хотя некоторые спецэффекты и выглядят слишком рисованными.
Конечно, в фильме достаточно моментов для «пустить слезу», но, повторюсь, сюжетные метания не дают в полной мере сопереживать случающемуся на экране. Зато другая цель достигнута — хочется безостановочно проецировать увиденное на нашу безмятежную и, чего уж там, счастливую жизнь под огромным небом.
Если вы все-таки отправитесь на фильм, у вас будет время еще раз поразмыслить над тем, сколько стоит наша свобода, как ничтожна повседневная суета и какие мы с вами беззаботные люди. А такие выводы дорогого стоят.