Фильм «Брестская крепость»: Сложили из того, что было
События фильма «Брестская крепость» (режиссер Александр Котт) охватывают первые несколько дней войны. Картина основана на реальных событиях – нападение фашистских захватчиков на Брестскую крепость и ее героическая оборона, до последнего убитого, советскими войсками.
Большая часть сюжета киноленты рассредоточена между тремя группами бойцов: одну возглавляет комиссар, еврей и коммунист Ефим Фомин (Павел Деревянко), другую – прошедший две войны Петр Гаврилов (Александр Коршунов), третью – отец семейства лейтенант Кижеватов (Андрей Мерзликин). Они все разбросаны по крепости, и единственный, кто соединяет их вместе, - это маленький мальчик Сашка Акимов (Алексей Копашов), который бегает туда-сюда, передает приказы, достает воду, удирает от немцев, и пули его не берут.
Игорь Угольников, автор идеи и генеральный продюсер фильма, говорил, что ключевая позиция картины – историческая достоверность. Проверить это не так-то сложно. Достаточно набрать в поисковике «Брестская крепость оборона» и получить ссылки на десятки сайтов, где практически дословно – с теми же географическими пунктами, именами, временными отсечками – будет описано содержание фильма.
Видимо, на службу исторической достоверности создатели киноленты поставили всё. Самым верным способом показать, насколько кровопролитным, безжалостным и жестоким было нападение на Брестскую крепость, оказались крупные и общие планы убитых, оторванные руки или ноги, танк, проезжающий по трупам и оставляющий после себя красное месиво. В этом режиссер фильм Александр Котт превзошел даже киноленту «Утомленные солнцем-2: Предстояние» Никиты Михалкова, премьеру которой состоялась весной этого года.
Исторически достоверным попытались сделать и быт военного гарнизона до 22 июня 1941 года. Белые майки, в которых советские мужики ходят дома, старый облезлый комод, цветастые занавески и ситцевые платья – антураж словно из музейных экспозиций про войну.
В «Брестской крепости» есть практические всё то, по чему даже невнимательный зритель безошибочно определит, что это – новый русский фильм о Великой отечественной войне. Например, обязательный элемент из военных картин последних лет – иллюстрация дружбы народов в виде хакасов, тувинцев, таджиков или узбеков, которые непременно молятся или совершают ритуальные песнопения. Не обходится фильмы о ВОВ и без классического эпизода – тикающие часы на руке убитого. Такое чувство, будто Александр Котт нашел большой паззл «Оборона Бресткой крепости» и методично собирал, пока не получилась двухчасовая лента.
Впрочем, есть как минимум один пункт в защиту картины Александра Котта – та дотошность, с которой он подошел к исторической достоверности, может сделать фильм неплохим пособием для изучающих историю Отечества.