Фильм «Диктатор»: Жесть как она есть
Конечно, давно известно, что Саша Барон Коэн и грани добра и зла существуют очень, очень далеко друг от друга.
Предыдущие совместные работы британского комика Саши Барона Коэна и режиссера Ларри Чарльза давались мне с трудом. «Борат» я не досмотрела – заскучала. «Бруно» уже держит подобие баланса между невозможной пошлятиной, художественным фильмом и социальным высказыванием. Что же касается «Диктатора» - да, похоже, именно здесь Коэн и Чарльз наконец нашли баланс этих трёх компонентов и танцуют на нем, как могут.
«Диктатор» - фильм удивительный. Если к чему и можно пришпандорить ярлык «кино не для всех», то более достойный претендент на подобное клеймо вовсе не какая-нибудь европейская драма про умирание от редкой болезни, снятая долгими мучительными планами. А «не для всех»- вот это чудовищно смешное кино, которое не покажешь своей бабушке или детям, человеку без чувства юмора или человеку, чьи моральные принципы исключают, м-м-м, созерцание на большом экране летящих в лицо зрителю гениталий (да-да, опять).
Коэн и Чарльз в «Диктаторе» совсем отказались от съёмок в жанре «мокьюментари» («как бы» документальное кино) и перешли в сугубо художественное русло, что, кажется, пошло только на пользу – теперь не жалеть совершенно никого у них выходит еще доходчивей и ярче. Для этого фильма Саша Барон Коэн придумал адмирала-генерала Алладина, правителя Вадии и поборника демократии.
И с этой удобной позиции Коэн стебёт всё, до чего дотягивается только: американские представления о диктатуре в арабских странах, диктатуру в арабских странах, китайскую демократию, феминизм, негров, евреев, работников из стран третьего мира в Apple, секс, ядерную угрозу и одиннадцатое сентября. Стебёт в своем любимом духе, не стесняясь в средствах так, что иногда просто хочется закрыть голову руками и считать, что на экране ничего не произошло. На экране Алладин самоудовлетворяется, проделывает кошмарные манипуляции с отрезанной головой чернокожего, засовывает мобильник в рожающую женщину, и – сложно, конечно, поверить, но всё это дико смешно.
Причём у него одинаково хорошо получаются как вот эта невыносимая жесть, так и вполне полноценная романтическая линия. Всерьез присмотреться к Коэну весомая причина появилась только в последней картине Скорсезе «Повелитель времени», где он внезапно стал одним из самых глубоких драматических персонажей. Здесь же картина становится, не побоюсь этого определения в таком-то контексте, трогательной и нежной, когда в овощном магазинчике своей возлюбленной (феминистки, борца за права всех и вегетарианки) Алладин устраивает диктатуру. Магазинчик процветает, на стене висит портрет девушки в духе диктаторского романтизма, а Саша Барон Коэн улыбается и становится похожим на человека.
А ещё в «Диктаторе» есть гениальное камео Эдварда Нортона. Но это не расскажешь, конечно.
Резюме: странная, по-хорошему остросоциальная, предельно циничная и очень, очень смешная история.