Фильм «Диктатор»: Жесть как она есть

\\Александра Закирова

Конечно, давно известно, что Саша Барон Коэн и грани добра и зла существуют очень, очень далеко друг от друга.

Предыдущие совместные работы британского комика Саши Барона Коэна и режиссера Ларри Чарльза давались мне с трудом. «Борат» я не досмотрела – заскучала. «Бруно» уже держит подобие баланса между невозможной пошлятиной, художественным фильмом и социальным высказыванием. Что же касается «Диктатора» - да, похоже, именно здесь Коэн и Чарльз наконец нашли баланс этих трёх компонентов и танцуют на нем, как могут.

«Диктатор» - фильм удивительный. Если к чему и можно пришпандорить ярлык «кино не для всех», то более достойный претендент на подобное клеймо вовсе не какая-нибудь европейская драма про умирание от редкой болезни, снятая долгими мучительными планами. А «не для всех»- вот это чудовищно смешное кино, которое не покажешь своей бабушке или детям, человеку без чувства юмора или человеку, чьи моральные принципы исключают, м-м-м, созерцание на большом экране летящих в лицо зрителю гениталий (да-да, опять).

Коэн и Чарльз в «Диктаторе» совсем отказались от съёмок в жанре «мокьюментари» («как бы» документальное кино) и перешли в сугубо художественное русло, что, кажется, пошло только на пользу – теперь не жалеть совершенно никого у них выходит еще доходчивей и ярче. Для этого фильма Саша Барон Коэн придумал адмирала-генерала Алладина, правителя Вадии и поборника демократии.

И с этой удобной позиции Коэн стебёт всё, до чего дотягивается только: американские представления о диктатуре в арабских странах, диктатуру в арабских странах, китайскую демократию, феминизм, негров, евреев, работников из стран третьего мира в Apple, секс, ядерную угрозу и одиннадцатое сентября. Стебёт в своем любимом духе, не стесняясь в средствах так, что иногда просто хочется закрыть голову руками и считать, что на экране ничего не произошло. На экране Алладин самоудовлетворяется, проделывает кошмарные манипуляции с отрезанной головой чернокожего, засовывает мобильник в рожающую женщину, и – сложно, конечно, поверить, но всё это дико смешно.

Причём у него одинаково хорошо получаются как вот эта невыносимая жесть, так и вполне полноценная романтическая линия. Всерьез присмотреться к Коэну весомая причина появилась только в последней картине Скорсезе «Повелитель времени», где он внезапно стал одним из самых глубоких драматических персонажей. Здесь же картина становится, не побоюсь этого определения в таком-то контексте, трогательной и нежной, когда в овощном магазинчике своей возлюбленной (феминистки, борца за права всех и вегетарианки) Алладин устраивает диктатуру. Магазинчик процветает, на стене висит портрет девушки в духе диктаторского романтизма, а Саша Барон Коэн улыбается и становится похожим на человека.
А ещё в «Диктаторе» есть гениальное камео Эдварда Нортона. Но это не расскажешь, конечно.

Резюме: странная, по-хорошему остросоциальная, предельно циничная и очень, очень смешная история.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
18 мая 2012

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх