Фильм «Дуэлянт»: Но дело есть, и это дело чести
В этот четверг на экранах страны стартует «Дуэлянт» – решительный шаг в большое кино для режиссера Алексея Мизгирева («Бубен, барабан», «Кремень») и повод для гордости для отечественного зрителя. Почему? Сейчас узнаем.
У сценариста и режиссера не могло быть споров, так как рассказанная история – снова дело рук Мизгирева. 60-е XIX века. Петербург живет дуэлями, дворянскими интригами и делами чести. В этой суете капитан в отставке Яковлев (Петр Федоров) зарабатывает искусством убийств дворян по заказу: вызовом на смертельную дуэль. Но герой не так прост, и деньги нужны ему не ради роскошной жизни – он готовится дать взятку для помилования и возвращения настоящего имени. Все меняется, когда злейший враг Яковлева – граф Беклемишев (Владимир Машков) – оказывается истинным заказчиком дуэлей. Сможет ли главный герой получить то, что хочет, вступив в неравную борьбу?
Важное замечание в сторону о безупречном кастинге. И речь не только о блестящей игре Машкова и серьезной роли Федорова. Не менее прекрасными предстают Сергей Гармаш, Юрий Кузнецов, Александр Яценко, Мартин Вуттке в эпизодах или как герои второго плана. Вообще достоверность (игры, быта, морали) – одна из главных черт «Дуэлянта».
Без внимания не оставить достоверность происходящего. В картине Мизгирева Петербург Достоевского смешан с Лондоном Гая Ричи из «Шерлока Холмса»: с его каретами, пышными платьями, хрусталем, грязью мостовых, угрюмостью дождей и пьянством сильных духом. Это густота материального: от пистолетов, из которых стреляют дуэлянты (реставрированное, а не восстановленное, оружие позапрошлого века), до мятых стопок ассигнаций. Это внедрение в историю героя важных эпизодов прошлого, описывающих становление характера последнего не хуже французского романа-воспитания.
Нельзя пройти и мимо мира оператора Максима Осадчего («9-я рота», «Обитаемый остров», «Кошечка») и работы художника Андрея Понкратова («Левиафан», «Овсянки»), которые дарят и необычные ракурсы, и задают темп повествованию, и выстраивают каждый новый кадр из мельчайших деталей.
При всей своей мрачности и достоверности «Дуэлянта» легко назвать приключенческо-историческим фильмом или, если хотите, романом. По всем законам жанра здесь есть и второе дно, и характеры, способные стать любимыми, и непредсказуемые повороты сюжета, и чувственность.
Но если в каких-нибудь «Мушкетерах» или том же «Шерлоке» читателя не уводят дальше сюжета и примет времени, то Алексей Мизгирев погружается глубже. Тема русской дуэли, быть может, неизвестна до конца современному зрителю, но иллюстрирует и нравы, и время, и обнаженную русскую душу и дворянское понятие чести. Дуэль в России с ее «русскими рулетками», элементами лотереи, стрельбой с нескольких шагов перестает быть поединком ради поединка. Вопросы чести не решались легким уколом рапиры и перевязанным плечом – на дуэлях в России действительно убивали. И убивали постоянно. Режиссер заставляет нас невольно вспомнить не только о дуэлях двух русских поэтов (пожалуй, о самых известных поединках XIX века), но и рассказывает о вечном для многих – испытании себя. Он возвращает понятие «дела чести», незнакомым для многих обитателей века нынешнего, но потому не менее ценного.
Итог таков: пройти мимо «Дуэлянта» - настоящее преступление для зрителей. Фильм меньше всего похож на проходной российский, каких десятки, и больше всего - на интригующее и мощное кино от известного немногим режиссера. Кажется, вы знаете, что делать в ближайшие выходные.