Фильм «Джентльмены, удачи!»: Репортаж из-под кресла
Несколько лет назад было ещё совсем не совестно сказать в приличной компании, что Сергей Безруков, как ни странно, хороший актёр.
Несмотря на неустанные пародии на самого себя, на бесконечные шутки в стиле «в байопике об Анне Ахматовой снимется Сергей Безруков», на то, что лишь у ленивого режиссёра Сергей не шелестел придыханием в духе «Эххх, Россия-матушка» — несмотря на всё это, Безруков держал так называемую планку.
В этом месте очень хочется задать несколько вопросов режиссёру Александру Баранову («Ёлки 2», «Джентльмены, удачи!»), который в ответе за всё это. Вот, например, интересно, почему стабильно нормальный актёр Безруков у него не переигрывает, не придыхает — а просто играет из рук вон плохо. Настолько, что и от его перекошенного бандитского лица, и от пародий на блатные повадочки хочется немедленно спрятаться под кресло от стыда за всех, кто имеет к этому отношение.
Если начать углубляться в детали, то из рук вон плохо он играет не только бандита – но ещё и «хипстера» — ага, это задумка создателей фильма. Безрукову почти сорок, и в студенческом шарфе, обесцвеченной чёлке, очках, плейере и полароиде он похож не на хипстера, а на утомлённого жизнью героя Александра Демьяненко, которому обрыдли все приключения Шурика, вместе взятые. За него неловко.
Помимо Безрукова, в «Джентльменах, удачи!» неловко за грустного патлатого Гошу Куценко, за тесаком писанную любовную линию «не повез в Египет — пересплю с аниматором-сосиской», за хождения главных героев в паранджах и за многое, многое другое. Ну, хотя бы одна досада из списка возможных исключена точно — Баранов отказался от какого бы то ни было обыгрывания шуток из классических «Джентльменов». Не расстраивает тут, пожалуй, только один эпизод — о кочегаре, сжигающем в заводской печи трупы. Кочегара, впрочем, Баранов явно «снял» с одноименного фильма Балабанова.
Если первые полфильма, снятые в Израиле про Египет, невыносимы до боли, то после возвращения героев-рецидивистов в Россию Баранов начинает показывать обычное кино-сказку, которые у нас теперь снимают под Новый год методом трафарета: воры с человеческим лицом, праздник для детдомовца, разочарованные и вновь обретшие кумира дети. Такое кино уже смотреть можно, но не вполне понятно, зачем — в нём узнаваемые контуры «Ёлок», новых «Ироний судеб» и других «Мам». Выхолощенные, стерильные, прямоугольные — как готовые стихи в магазинной открытке.
Резюме: кино «к празднику» — кино того формата, который в России (матушке, эх), к сожалению, становится привычным.