Фильм «Джобс: Империя соблазна»
Авторы фильма могли бы отдельно и не рассказывать, что Apple не имеет отношения к байопику о Джобсе. Это заметно и так.
Как-то и неловко проговаривать очевидное: в качестве кинобиографии «Джобс», конечно, не работает. Даже стандартные жизнеописательные заходы, которые можно на примере предшественников сделать хотя бы «так себе», а не «из рук вон плохо»: отречение от семейных ценностей и их возврат, конфликт с боссами, периоды отхождения от дел – Штерн рисует с изяществом руководителя школьного драмкружка.
Сценарий у Джошуа Майкла Штерна – набросанный ворох фактов; развешивая ружья, он не стреляет ни из одного, моментально забывая их на гвозде. В рамках фильма мы никогда не узнаем, ни чем закончилась история с обманутой Джобсом девицей на одну ночь, ни как и на что повлиял телефонный скандал с Гейтсом, ни, как минимум, чем главный герой изначально «купил» всех поверивших в него инвесторов. Ну уж явно не тем, что ходил босиком и хорошо врал.
Фильм «Джобс: империя соблазна» работает скорее как антипродвижение «яблочной» индустрии. Снятый о человеке, придумавшем штуку, которую хотят (хотя бы потрогать) все, он сам – ни разу не про красоту и дизайн, не про фетишизм, не про нежные линии. Самое красивое, что видит здесь (вместе с нами) Джобс, на вкусы и ориентиры которого во многом повлияли увлечение дзен-буддизмом и каллиграфия – это явившийся ему под кислотой круглый тачпад из солнечного блика. Ну, вы понимаете, да.
Единственное, что держит фильм на плаву – это с нежностью реконструированные техногики семидесятых, компьютерные ботаники из того времени, когда это еще, как говорится, «не было мейнстримом». Смешные, в дурацких очках, «лишние люди» с паяльником в руках, всклокоченные, занимающиеся тем, что сами не могут объяснить, ни капли не похожие на модельно стриженных подростков, программирующих сейчас игрушки под мобильные ОС – те, без которых эти подростки сейчас, конечно, занимались бы чем-то совсем другим.
Резюме: ужасное кино с классными ботанами.