Фильм «Джон Картер»: Хронические марсиане
Марсианскому циклу Берроуза с попытками экранизировать везло сильно меньше, чем его же «тарзаниане».
Можно сказать, не повезло и сейчас, когда на большие экраны впервые вышла экранизация части цикла, создаваемого Берроузом на протяжении почти 50 лет.
Если это только начало нового многосерийного цикла – либо режиссеру Эндрю Стэнтону придется освоить какие-то приемы, кроме убийственно прямых, либо уступить место кому-то еще. Ну – или снова разочаровать зрителя.
Казалось, проще Берроуза уже не сочинишь – из декораций гражданской войны вперемешку с индейским вопросом капитан Джон Картер попадает в аналогичную ситуацию на Марсе, который местное население называет Барсумом. Версия Стэнтона делает эту параллель, а равно и все остальное, еще более двухмерной.
Да, у Берроуза история становления героя на чужой планете, а заодно и простая, но по-своему очаровательная история его любви выполнены в довольно примитивных тонах. Но в простых книжных диалогах и прямом сюжете Берроуза шарм не теряется. Хорошо, теряется не всегда. И чтобы перенести на экран эту простоту, как она есть, ничего не упустив, можно, например, попытаться вывернуть контрастность и сделать характеры более выпуклыми. Что же – Картер Стэнтона несколько более брутален, а его местная подруга, принцесса Дея Торис вдруг заинтересовалась наукой. У Берроуза их отношениям посвящено немало страниц, и такой километраж кинопленки потратить просто невозможно – но любовная линия в «Джоне Картере» представляет собой примерно такие же семимильные скачки, какие Картер делает, впервые попав на Марс.
Ясно, какой именно ход конем хотела сделать студия «Дисней»: «Джон Картер» должен был напомнить зрителю одновременно и о черно-белых вестернах, и о фантастике докомпьютерной эпохи, и навеять ностальгические воспоминания о начале триумфа «Звездных войн». В результате получился зрелищный, но информационно почти пустой микс из практически необработанных копий первого, второго и третьего, подвеселяемый разве что – признаем! – довольно харизматичными актерами на главных ролях. Тейлор Китч герой, красавец и покоритель сердец – ни убавить, ни прибавить, а Линн Коллинз и без фантастических платьев несет в себе буквально инопланетную аристократичность.
Куда еще, кроме этих замечательных актеров, были потрачены двести пятьдесят миллионов долларов, почему режиссер «ВАЛЛ-И» и сценарист «Корпорации монстров» провалил, казалось бы, абсолютно «свой» по духу материал – на эти вопросы ответов нет. Но все-таки есть надежда на достойное продолжение – марсианский цикл велик, «Дисней» не первый год в деле, а в Голливуде еще масса не самых плохих режиссеров.
Резюме: попытка вернуться в жанровое кино и одновременно попытка начать новую серию приключенческих фильмов, неудачная, но пока небезнадежная.