Фильм «Элизиум: Рай не на Земле»: не забывай свои корни
Постапокалипсис, исчерпаемые ресурсы земли, киберпанк из подручных средств – из всего этого можно будет сколотить еще много, много фильмов и книг.
Южноафриканский режиссер Нил Бломкамп не в первый раз берется за проблемы космоса и сегрегации – в мире о нем узнали после феерической насекомой ленты «Район №9» об инопланетянах в африканском гетто.
В «Элизиум» Бломкамп приносит ту же давящую жёлтую жару африканской пустоши, приправленную техночудесами, собранными на коленке экзоскелетами и социальным неравенством. Но что-то важное он явно за эти четыре года потерял.
С визуальной точки зрения Бломкамп, кстати, никаких высот не утратил.«Элизиум», построенный на земной орбите для богатых космополис – мерцающий оазис, парадиз с отвратительно беспечным и бесполезным существованием. Земля – душная камера для неудачников, на которой зато всюду жизнь и ее смысл. Модификации человеческого тела, любительские космолёты из помоечных деталей, русский транзистор на черепе у Мэтта Дэймона – это всё очень крутое.
А некрутое – тот факт, что всё сюжетное мясо фильма состоит из каких-то совсем уж квестов для несложной компьютерной игрушки, не сильно отличаясь от последней и диалогами. Герой получает смертельную дозу облучения и размышляет о том, что его могут вылечить только на «Элизиуме» - и следующей сценой вы видите умирающую дочь первой любви главного героя, которую нельзя исцелить, потому что «тут не «Элизиум». Складывать два и два с умным видом – не дело, но главная сюжетная беда вас будет ждать в конце фильма, а поэтому я не могу про неё рассказать.
Зато могу поразмышлять на тему того, что социальное, расовое, сословное неравенство, вроде бы актуальное для белого режиссёра в чёрной Африке, открылось ему не со всех сторон. И если необходимость решать проблемы, а не замалчивать оные, для Бломкампа очевидна, то, скажем так, последствия возможных революций и победы рабочего класса над элитой почему-то очевидны не вполне. По крайней мере, фильм на это ответов не дает.
Главную роль, по задумке Бломкампа, должен был играть солист африканской же группы Die Antwoord Ниндзя. Выглядит он, если кто не в курсе, вот так и прекрасно вписывается в интерьеры разрухи и игр на выживание. Но Ниндзя отказался сниматься в массовом кино, и в поисках скандальной фактуры режиссёр обращался даже к Эминему. В итоге ему пришлось довольствоваться заматеревшим Мэттом Дэймоном.
Резюме: на лицо прекрасная, внутри же набитая чёрт знает чем картина про классовую борьбу без оглядки на обратную сторону этой борьбы.