Фильм «Эверест»: Как открывается вдруг горная гряда
Не так часто можно встретить хорошее кино об экстремальных видах спорта. Оно или глупо-страшное, или наивно-смешное для тех, кто хоть раз занимался чем-то подобным, или чересчур слащавое.
И, кажется, «Эверест» — это идеальный пример того, как должны выглядеть подобные фильмы, чтобы не обидеть причастных к происходящему на экране и не огорчить большую часть купивших билеты.
Бальтасар Кормакур рассказал миру не им придуманную историю: в конце 90-х Эверест перестает быть недосягаемой вершиной. Восхождения превращаются в хоть и опасный, но бизнес — сразу несколько групп готовы дойти до вершины. Но последнее слово всегда остается не за человеком, а за горой и стихией. И далеко не у всех покорителей получится вернуться с 9000 метров.
В основанную на реальных событиях историю на роли тех самых альпинистов и их страдающих женщин подобрали безусловно талантливых и очень похожих на прототипы актеров: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джон Хоукс, Эмили Уотсон, Кира Найтли. Подтверждение тому — документальные фотографии перед титрами.
В фильме не так много быта альпинистов, маловато подробностей, которые, возможно, были бы не так интересны рядовому зрителю, но оказались лакомыми кусками для любителей горных походов и добавили бы в ленту антуража и нагнали еще больше страху (так было в, скажем, «Касаясь пустоты» о восхождении в перуанских Андах). Хотя с последним в «Эвересте» все точно в полном порядке.
Эмоции сидящего в кресле целиком и полностью зависят от того, что происходит в горах. Снежная буря, замерзающие на восхождении и спуске — люди кутаются в куртки и хмурятся, светит солнце — зал улыбается ему, звонок проводника беременной жене — зритель щурится от умиления. Так что во власти гор оказываются люди по обе стороны экрана.
Немаловажно, что в «Эвересте» хоть и играют на ваших нервах, но не заставляют кривить рот от пафосных диалогов о горах и человечестве. Безусловно лирический момент о том, зачем же люди, зная обо всех опасностях и нечеловеческих условиях, все-таки закидывают рюкзаки на плечи и идут на Эверест, вплетен в повествование настолько органично, что наталкивает лишь на важные размышления о целях в жизни вообще.
Авторы фильма попытались рассказать о том, что для каждого путь на вершину — это своя цель, от которой зависит продолжение жизни. Вот один почтальон пашет на трех работах, чтобы накопить на поездку, увидеть-таки вершину, сделать снимок с детским флажком и упасть в пропасть. Вот покорившая шесть из семи пиков женщина втыкает японский флаг в снег, а затем замерзает на ледяном склоне. Эти истории — лишь часть ответа на вопрос «зачем?». Остальные таятся где-между всеобщим «хочу» и частным «могу».
Чтобы отправляться в кино с нужным настроением, нужно сразу понять, что это не развлечение, не двухчасовой аттракцион и не «пугалка». Это крайне откровенное и не очень похожее на голливудские стандарты повествование о том, как горы меняют людей, о высших целях, возможностях, желаниях и, конечно, о том, как мало значит человек в мире готовой к бою природной стихии.