Фильм «Эволюция Борна»: Тупиковая ветвь
Примерно всю первую треть новому «Борну» делаешь скидки повесомее тех, что грянут в осеннем дисконт-сезоне. Думаешь: вот сейчас начнётся. Хорошо, не сейчас, позже; но не может же не начаться. Вот сейчас-то точно всё увяжется в один плотный узелок и покатится бодро, объясняя все странности сценария.
О том, что так и не покатится, понимаешь в абсурдной сцене противостояния Аарона (Джереми Реннер) и нарисованного волка в лесу. Эпизод в духе шансон-баллад какого-нибудь Ивана Кучина, в котором уходящий от погони совершенный спецагент переводит стрелки своих преследователей на лесного зверя, в принципе, задает тон дальнейшей разухабистой несвязности происходящего.
Да, пожалуй, четвёртый «Борн» линию предшественников о противостоянии совершенного оружия всем на свете не продолжил – он как-то совсем о другом. Да и самого Борна (Мэтт Дэймон, появляется в качестве фотографии) в фильме нет – есть несколько параллельных спецагентов, уничтоженных как неудачный эксперимент, а также один выживший агент – собственно, герой Реннера. Весь фильм он утомительно спешит, если в целом, выживать и далее, обгоняя планы седого грустного Эдварда Нортона по своей поимке.
Гилрой впервые за долгие годы сценарной работы над «Борном» сел в режиссёрское кресло. Почему ему в нём так неуютно – загадка. Он то начинает буксовать на одном месте, то срывается в галоп, то достает из рукавов совсем уж неправдоподобных тузов – так, простая лаборантка оказывается в курсе самых секретных разработок, а секретные службы только в самый последний момент вспоминают, что за Реннером можно послать сверхновую разработку – убиватора-азиата. В собственных работах кстати, Гилрой, вполне зарекомендовал себя как человек, умеющий скрутить в один тугой узел сложный сюжет и динамичную подачу: так, его «Ничего личного» с Джулией Робертс – это горячая романтическая история, по факту представляющая собой напряжённый корпоративный детектив. Ну, или наоборот. Кстати, когда жанровые игры начинаются в «Эволюции», кино оживает. Так, здесь есть чудесная, в хорошем смысле михалковская сцена диалога между Вайс и наемниками в старом доме. Или острейший эпизод расстрела учёных в лаборатории.
Вот Рейчел Вайс ещё заслуживает отдельного слова – и благодаря особому дару актрисы, и по причине выдерживающего одну и ту же истерическую ноту дубляжа мы получаем прекрасный результат: её персонаж беспомощен и невыносим. Когда в одной из сцен Реннер берёт её за подбородок и люто глядит в глаза, в его взгляде чётко читается: «Ещё один дубль, и я тебя ударю».
Зато её героине надо сказать спасибо за самую неожиданную кульминацию погони, которую только мог представить себе зритель. На фоне всего прочего и она выглядит так себе, но по крайней мере заставляет недоверчиво похлопать глазами и поразводить плечами – ага, дескать, удивил.
Резюме: нисколько-не-«Борн», обидно неудачный выход хорошего режиссёра и сценариста.