Фильм «Фантастические твари и где они обитают»: Сказке не конец
На этой неделе в кино ажиотаж — на российские экраны выходит фильм с многобуквенным названием «Фантастические твари и где они обитают». Смог ли новый фильм режиссера (автора последних экранизаций книг о Гарри Поттере) Дэвида Йейтса стать подарком для поклонников Поттерианы? Сейчас посмотрим.
Несколько слов стоит сказать о сюжете, так как, в отличие от фильмах-экранизациях саги, в основе спин-оффа лежит не полноценный роман, а специально написанный Джоан Роулинг сценарий (книжка-учебник с рассказом о фантастических животных — не в счет). Известный зоолог и волшебник Ньют Саламандер (Эдди Редмэйн) прибывает в Нью-Йорк с магическим чемоданчиком, полным тех самых фантастических тварей. По несчастливой случайности некоторые из них убегают и начинают чинить беспредел на улицах молодой Америки (на календаре 1926 год). Пара крутых сюжетных поворотов — и вот уже Саламандер вместе со своими питомцами убегает от местного правительства. Ситуация обостряется тем, что нечто убивает простых смертных. Сможет ли волшебник в компании экс-мракоборца (Кэтрин Уотерстон), ее сестры и магла все исправить?
Приметы времени и географии — то, что радикально отличает новый фильм от Поттерианы. Британии с ее чопорностью, привычным укладом и неспешностью здесь нет. Нью-Йорк начала прошлого века совсем не похож на привычные для поклонников декорации: меньшинства борются за свои права, волшебники уходят в подполье, свод законов суров, президент (а кто же еще!) — сильная и независимая женщина, маглы получают кредиты. Сценарий спин-офф не оторван от исторической канвы, в этом его безусловная прелесть.
Прелесть и в том, что у Роулинг Америка предстает с проблемами современности, которые магическим или магловским способом разрешаются с соблюдением негласных правил толерантности: речь идет не только о правах магических животных на отсутствие угрозы истребления, но и, например, о быте радикальной организации «Новый Салем», мечтающей уничтожить колдовство. Или о детях с магическими способностями, которые стесняются собственной одаренности и, скрывая это, превращаются из латентных меньшинств в невыносимое зло. Магия в этом фильме не только для сказки, но и для волшебной подсветки проблем, которые не перестали быть актуальны через сотню лет в нашем с вами мире.
Если отойти от сюжетной канвы, то похвалить фильм стоит за визуальные эффекты. Как и в фильмах о «Гарри Поттере», для иллюстрации мира волшебников в ход идут любые средства — в результате зритель получает безупречную визуализацию происходящего. Спасибо команде и операторы Филиппу Русло («Крупная рыба», «Шерлок Холмс» и другие). Каждая сцена буквально соткана из десятков динамичных деталей — больших и маленьких. Такой посыл — и лестница в мир экранизаций «Гарри Поттера», и та самая магия, которая не дает атмосфере сказочности раствориться с упоминанием первой земной социальной проблемы молодой Америки.
Другое дело, что зрителю, восполняющему пробелы восьми фильмов о Сами-Знаете-Ком, жить куда проще — все мы знаем, что книги при переложении нещадно порезаны, но дома нас ждет толстенький томик, дающий ответы на большинство вопросов и иллюстрирующий не состыкован и недоговорки. В «Фантастических тварях» зрителю некуда обратиться — книжка-учебник про животных не расскажет ровным счетом ничего. И поэтому по ходу повествования у большинства появляются вопросы, у продвинутых фанатов - вопросы с подвохом. А ответов на них никто не дает.
Зато радует кастинг — статный и чуть постаревший Коллин Фаррел, чудаковатый Эдди Редмэйн, известный многим по «Вселенной Стивена Хокинга», «Девушке из Дании» или «Восхождению Юпитер». А вот не такое уж внезапное появление в кадре Джонни Деппа вызывает лишь кривую усмешку.
Короче говоря, «Фантастические твари» вряд ли могли быть плохими. Во-первых, мы ждали их очень долго, усердно смотрели трейлеры, следили за заявлениями Роулинг и пересматривали фильмы о волшебниках. Во-вторых, о чем-либо, связанном с миром «Гарри Поттера», никак не получается говорить плохо: книги стали больше чем бестселлером с экранизацией. Фильмы, оригинал и атрибутика стали приметой начала XXI века. Поэтому «Фантастические твари» в рекламе не нуждаются — будет и касса, и восторженные отзывы, и очередные чтения. И это здорово, разве нет?