Фильм «Фантастические твари и где они обитают»: Сказке не конец

\\Мария Русскова

На этой неделе в кино ажиотаж — на российские экраны выходит фильм с многобуквенным названием «Фантастические твари и где они обитают». Смог ли новый фильм режиссера (автора последних экранизаций книг о Гарри Поттере) Дэвида Йейтса стать подарком для поклонников Поттерианы? Сейчас посмотрим.

Несколько слов стоит сказать о сюжете, так как, в отличие от фильмах-экранизациях саги, в основе спин-оффа лежит не полноценный роман, а специально написанный Джоан Роулинг сценарий (книжка-учебник с рассказом о фантастических животных — не в счет). Известный зоолог и волшебник Ньют Саламандер (Эдди Редмэйн) прибывает в Нью-Йорк с магическим чемоданчиком, полным тех самых фантастических тварей. По несчастливой случайности некоторые из них убегают и начинают чинить беспредел на улицах молодой Америки (на календаре 1926 год). Пара крутых сюжетных поворотов — и вот уже Саламандер вместе со своими питомцами убегает от местного правительства. Ситуация обостряется тем, что нечто убивает простых смертных. Сможет ли волшебник в компании экс-мракоборца (Кэтрин Уотерстон), ее сестры и магла все исправить?

 

Приметы времени и географии — то, что радикально отличает новый фильм от Поттерианы. Британии с ее чопорностью, привычным укладом и неспешностью здесь нет. Нью-Йорк начала прошлого века совсем не похож на привычные для поклонников декорации: меньшинства борются за свои права, волшебники уходят в подполье, свод законов суров, президент (а кто же еще!) — сильная и независимая женщина, маглы получают кредиты. Сценарий спин-офф не оторван от исторической канвы, в этом его безусловная прелесть.

Прелесть и в том, что у Роулинг Америка предстает с проблемами современности, которые магическим или магловским способом разрешаются с соблюдением негласных правил толерантности: речь идет не только о правах магических животных на отсутствие угрозы истребления, но и, например, о быте радикальной организации «Новый Салем», мечтающей уничтожить колдовство. Или о детях с магическими способностями, которые стесняются собственной одаренности и, скрывая это, превращаются из латентных меньшинств в невыносимое зло. Магия в этом фильме не только для сказки, но и для волшебной подсветки проблем, которые не перестали быть актуальны через сотню лет в нашем с вами мире.

Если отойти от сюжетной канвы, то похвалить фильм стоит за визуальные эффекты. Как и в фильмах о «Гарри Поттере», для иллюстрации мира волшебников в ход идут любые средства — в результате зритель получает безупречную визуализацию происходящего. Спасибо команде и операторы Филиппу Русло («Крупная рыба», «Шерлок Холмс» и другие). Каждая сцена буквально соткана из десятков динамичных деталей — больших и маленьких. Такой посыл — и лестница в мир экранизаций «Гарри Поттера», и та самая магия, которая не дает атмосфере сказочности раствориться с упоминанием первой земной социальной проблемы молодой Америки.

Другое дело, что зрителю, восполняющему пробелы восьми фильмов о Сами-Знаете-Ком, жить куда проще — все мы знаем, что книги при переложении нещадно порезаны, но дома нас ждет толстенький томик, дающий ответы на большинство вопросов и иллюстрирующий не состыкован и недоговорки. В «Фантастических тварях» зрителю некуда обратиться — книжка-учебник про животных не расскажет ровным счетом ничего. И поэтому по ходу повествования у большинства появляются вопросы, у продвинутых фанатов - вопросы с подвохом. А ответов на них никто не дает.

Зато радует кастинг — статный и чуть постаревший Коллин Фаррел, чудаковатый Эдди Редмэйн, известный многим по «Вселенной Стивена Хокинга», «Девушке из Дании» или «Восхождению Юпитер». А вот не такое уж внезапное появление в кадре Джонни Деппа вызывает лишь кривую усмешку.

Короче говоря, «Фантастические твари» вряд ли могли быть плохими. Во-первых, мы ждали их очень долго, усердно смотрели трейлеры, следили за заявлениями Роулинг и пересматривали фильмы о волшебниках. Во-вторых, о чем-либо, связанном с миром «Гарри Поттера», никак не получается говорить плохо: книги стали больше чем бестселлером с экранизацией. Фильмы, оригинал и атрибутика стали приметой начала XXI века. Поэтому «Фантастические твари» в рекламе не нуждаются — будет и касса, и восторженные отзывы, и очередные чтения. И это здорово, разве нет?

Мария Русскова
17 ноября 2016

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх