Фильм «Гарри Поттер и дары смерти: часть 1»: Без волшебства
Известная претензия практически ко всем экранизациям – фильм слишком поверхностно пересказывает книгу, избавляясь от большинства (важнейших!) деталей. Этот камень постоянно попадает и в огород создателей киносаги про Гарри Поттера. Но у снятой последней части эпопеи – «Дары смерти» - есть все шансы этого избежать. Хотя бы потому, что увесистый том финала истории от Джоан Роулинг создатели фильма разбили на две серии. Вторая выйдет через полгода.
Российская премьера первой части «Даров смерти» состоялась 19 ноября. Режиссер Дэвид Йэтс эту серию «Гарри Поттера» снял в серых, неярких тонах, сделав подготовку к прощанию с Мальчиком, Который Выжил, и без того мрачной.
Гарри Поттер (Дэниел Радклифф), не прерывая линию из предыдущей части, продолжает искать так называемые «крестражи». В них заключена душа Волан-де-Морта (Ральф Файнс). Как они выглядят, ни Поттер, ни его школьные друзья Гермиона Грейнджер (Эмма Уотсон) и Рон Уизли (Руперт Гринт) не знают. Но, уничтожив все семь «крестражей», Гарри Поттер уничтожит и Волан-де-Морта.
В тот момент, когда Джоан Роулинг решила переквалифицировать «Гарри Поттера» и превратить книжку про мальчика-мага в чтиво – нередко страшное и жутковатое – для взрослых, места для самой темы волшебства как такового стало оставаться все меньше и меньше. Вслед за оригиналом сменил квалификацию и «Гарри Поттер» на экране. В «Дарах смерти» все сильнее звучат серьезные мотивы вроде неизбежного одиночества или социальной несправедливости. Например, Волан-де-Морт, захвативший власть в Министерстве магии, объявил охоту на полукровок. И Дэвид Йэтс делает просветительскую работу этого учреждения абсолютно похожим на агитпроп любого тоталитарного государства.
Ближе к финалу более чем двухчасовой ленты обнаруживается поистине прекрасный и неожиданный подарок для зрителей. Анимированная сказка про трех братьев-магов, объясняющая происхождение даров смерти. История, которую разыгрывают полупрозрачными, растворяющимися не то в дымке, не то в тумане тени и силуэты, вполне могла бы существовать и как самостоятельное произведение.
Безусловная заслуга и достижение Джоан Роулинг как минимум в том, что она, переходя от одной части «поттерианы» к другой, создала целый мир – мир, в котором уживаются маги и маглы, в котором есть свои законы и их нарушители, в котором для каждого предмета продумано свое применение. Но если в книгах появление и поведение того или иного персонажа доходчиво объясняется и человек, взявшийся за «Гарри Поттера» где-нибудь на третьей или четвертой части эпопеи, быстро разберется, что к чему, то в экранизации дело обстоит совершенно не так. Киношная история про начинающего мага в круглых очках – это тоже мир, но своего рода «мир в себе». Людям, не посчитавшим нужным смотреть предыдущие серии, «Дары смерти» могут показаться сначала непонятными, а после первого часа невыносимо скучными. Просто потому, что контекст многих сцен, поведения и разговоров героев остался в первых шести частях, и без труда в них разберутся только преданные зрители.