Фильм «Generation П»: И пал Вавилен

\\Василиса Петрова

Виктор Гинзбург, переехавший из СССР в США еще подростком и наснимавший там потом десятки видеоклипов, взялся за непростую задачу – экранизировать лучший российский роман конца ХХ столетия. «Generation П» Виктора Пелевина – одна из тех редких книг, которую читали, может, и не все, но знают наверняка многие, и для которой популярность – не порок, а еще одно доказательство актуальности, прозорливости, таланта, в конце концов.

Историю криэйтора и копирайтора Вавилена Татарского (Владимир Епифанцев) режиссер Виктор Гинзбург пересказывает с дотошностью прилежного ученика. Закадровый голос зачитывает отрывки из романа Пелевина, а Вавилен Татарский и всё его рекламно-криминально-мистическое окружение действуют в точности по описанным в тексте сценам и схемам. С одной стороны, такой подход режиссера должен порадовать всех поклонников авторского стиля Виктора Пелевина и тех, кто ратует за дословное соответствие экранизации первоисточнику. Но с другой стороны, оригинальная версия «Generation П» не ставит перед собой цели быть понятной массовому читателю – таким же туманной оказывается и экранизация. К тому же Пелевин был в некотором роде репортером – он писал о событиях, мыслях и явлениях, актуальных здесь и сейчас. Вернее, там и тогда. Восстанавливая это в кино, Виктор Гинзубрг как будто не учитывает, что многие из тех событий забылись или не кажутся таким уж важными или смешными.

Реально-галлюциногенный мир экранизированного Вавилена Татарского населяют российские медиаперсоны. Это одна из самых интересных режиссерских находок. Несколько раз томно вздыхает Рената Литвинова в роли секретарши Аллочки, устрашающе и все время откуда-то из сумрака появляется экс-глава «Коммерсанта» Андрей Васильев, Сергей Шнуров познает себя в образе шамана Гиреева, покойный Роман Трахтенберг просит придумать слоган для агентства ритуальных услуг, бывший редактор журнала «ОМ» Игорь Григорьев без труда изображает знатока рынка рекламных услуг, факты из биографии Татарского в финале фильма рассказывает Леонид Парфенов со своей фирменной интонацией.

Иногда Гинзбург отступает от первоисточника и переделывает или дорабатывает, например, придуманные Вавиленом Татарским слоганы. Чтобы связать события экранизации «Generation П» с современностью, сюжет стремительно приближается к относительно недавнему прошлому и даже устремляется в неясное будущее. Так, Виктор Гинзбург показывает, как в кабинетах «Межбанковского комитета» «оцифровывают» российских политиков – придумывают им активную общественную деятельность, развлечения, разборки, семью, даже происшествия с увечьями. Из шофера Коли (Андрей Панин) таким способом делают кандидата в президенты – он становится удивительным образом похож на Путина. В главных действующих лицах «Межбанковского комитета» Азадовском (Михаил Ефремов) и Фарсейкине (Владимир Меньшов) зритель, следивший за конфликтом вокруг НТВ, легко определит пародию на Гусинского и Киселева. Актуально, но на фоне цинизма и смелости автора «Generation П» выглядит бледно.

Перейти на страницу фильма

Василиса Петрова
14 апреля 2011

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх