Фильм «Generation П»: И пал Вавилен
Виктор Гинзбург, переехавший из СССР в США еще подростком и наснимавший там потом десятки видеоклипов, взялся за непростую задачу – экранизировать лучший российский роман конца ХХ столетия. «Generation П» Виктора Пелевина – одна из тех редких книг, которую читали, может, и не все, но знают наверняка многие, и для которой популярность – не порок, а еще одно доказательство актуальности, прозорливости, таланта, в конце концов.
Историю криэйтора и копирайтора Вавилена Татарского (Владимир Епифанцев) режиссер Виктор Гинзбург пересказывает с дотошностью прилежного ученика. Закадровый голос зачитывает отрывки из романа Пелевина, а Вавилен Татарский и всё его рекламно-криминально-мистическое окружение действуют в точности по описанным в тексте сценам и схемам. С одной стороны, такой подход режиссера должен порадовать всех поклонников авторского стиля Виктора Пелевина и тех, кто ратует за дословное соответствие экранизации первоисточнику. Но с другой стороны, оригинальная версия «Generation П» не ставит перед собой цели быть понятной массовому читателю – таким же туманной оказывается и экранизация. К тому же Пелевин был в некотором роде репортером – он писал о событиях, мыслях и явлениях, актуальных здесь и сейчас. Вернее, там и тогда. Восстанавливая это в кино, Виктор Гинзубрг как будто не учитывает, что многие из тех событий забылись или не кажутся таким уж важными или смешными.
Реально-галлюциногенный мир экранизированного Вавилена Татарского населяют российские медиаперсоны. Это одна из самых интересных режиссерских находок. Несколько раз томно вздыхает Рената Литвинова в роли секретарши Аллочки, устрашающе и все время откуда-то из сумрака появляется экс-глава «Коммерсанта» Андрей Васильев, Сергей Шнуров познает себя в образе шамана Гиреева, покойный Роман Трахтенберг просит придумать слоган для агентства ритуальных услуг, бывший редактор журнала «ОМ» Игорь Григорьев без труда изображает знатока рынка рекламных услуг, факты из биографии Татарского в финале фильма рассказывает Леонид Парфенов со своей фирменной интонацией.
Иногда Гинзбург отступает от первоисточника и переделывает или дорабатывает, например, придуманные Вавиленом Татарским слоганы. Чтобы связать события экранизации «Generation П» с современностью, сюжет стремительно приближается к относительно недавнему прошлому и даже устремляется в неясное будущее. Так, Виктор Гинзбург показывает, как в кабинетах «Межбанковского комитета» «оцифровывают» российских политиков – придумывают им активную общественную деятельность, развлечения, разборки, семью, даже происшествия с увечьями. Из шофера Коли (Андрей Панин) таким способом делают кандидата в президенты – он становится удивительным образом похож на Путина. В главных действующих лицах «Межбанковского комитета» Азадовском (Михаил Ефремов) и Фарсейкине (Владимир Меньшов) зритель, следивший за конфликтом вокруг НТВ, легко определит пародию на Гусинского и Киселева. Актуально, но на фоне цинизма и смелости автора «Generation П» выглядит бледно.