Фильм «Гоголь. Начало»: Безумство храбрых
Российский кинематограф накануне депрессивного сезона выливается на экраны кинотеатров зачином истории о мрачных похождениях Николая Васильевича. «Гоголь. Начало» - слепленные в единый фильм первые эпизоды сериала, который очень скоро можно будет увидеть целиком в телевизорах, а до конца года — на больших экранах. Стоит ли дитя творческого союза режиссера Егора Баранова (сериал «Фарца») и продюсера Александра Цекало вашего времени, сил и нервов? Большой вопрос.
Сюжет базируется на историях гоголевской Диканьки — мрачной украинской деревни, населенной гарными дивчинами, лохматыми казаками, зеленоглазыми ведьмами, коварными русалками и прочей нечестью. Сюда расследовать серию загадочных убийств молодых девушек отправляется коллежский секретарь Гоголь (Александр Петров) и сыщик Яков Петрович (Олег Меньшиков). Первого с завидной частотой мучают видения всякой нечисти — они помогают разбираться в происходящем и попутно — знакомить зрителя с тем, что осталось от от знаменитых сюжетов русского классика после вмешательства наших с вами современников.
Безусловно, попытка вывести сериал на большие экраны и объединить в зале зрителей всех мастей — дерзкий и смелый шаг. На первые серии «Гоголя» пойдут хотя бы из-за хорошей рекламы и любопытства ради. Другое дело, что ни «Американской истории ужасов», ни какого-нибудь «Салема» у Егора Баранова не получилось.
Скромность бюджета мрачного фэнтези выливается на зрителя школьными спецэффектами, никудышной игрой большинства актеров, небрежными струйками крови и беднотой костюмов. В течение полутора часов на экране творится сплошной сюр в виде глюков Гоголя, а не детектив, на который, кажется, пытались сделать упор создатели киносериала.
Лучше всего у них, кстати, получилась Диканька с ее угрюмыми туманами, населенными клопами и гигантскими улитками (!) постоялыми дворами, грешниками в избах и бесовскими шуточками. Скорее всего, когда вы, преодолевая зевоту и желание откинуть учебник, в школьные годы погружались в истории Николая Васильевича, украинская деревня представлялась именно такой.
Наблюдать за происходящим очень даже весело. Динамики фильму не занимать, инфернальные штучки, постельные сцены и кровавые расправы дают прикурить чувствительным барышням, персонажей с каждой минутой становится все больше, а молчаливое появление в финальной сцене целехонького Якова Петровича в малиновом сюртуке интригует не хуже разговоров о связи Гоголя с потусторонним миром.
Ставить фильму диагноз и раздавать советы зрителям — неблагодарное дело. Если вы готовы переживать припадки брезгливого, неуверенного в себе Гоголя, засматриваться на славных актрис (Таисия Вилкова, Юлия Франц, Мария Мясникова) в одежде и без (версия с пометкой 18+ была создана именно для этого), то это неплохой и практически не отнимающий времени аттракцион. Но если у вас давно была мысль посмотреть другой, бесспорно хороший, фильм — смело тратьте время на последний. А Гоголя воспринимайте бесплатно — через буквы и полет своей собственной фантазии.