Фильм «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I»: Прерванный рассказ
Накануне в прокат вышло продолжение и плавное завершение «Голодных игр» — подростковой антиутопии, которую непосредственная целевая аудитория любит, ждет и принимает.
Даже в первый день в залы кинотеатром валом валил народ. Что же представляет собой экранизация предпоследней части книжной трилогии от режиссера Френсиса Лоуренса?
Для тех, кто знаком с миром «Голодных игр», сюжет последней части предельно ясен: пролетарские дистрикты частично подавлены, но в силах свергнуть существующий режим напомаженного и жестокого Капитолия. Для этого нелегкого дела, конечно, лучше всего подходит Китнисс (Дженнифер Лоуренс), чья пиар-кампания Сойки-пересмешницы (символа сопротивления) обречена на успех и личные мотивы которой заставляют девушку снова взяться за лук, стрелы, облачиться в стильный костюм и сняться в паре-тройке пропагандистских роликов.
Как это бывает с успешными киноэпопеями (Вспоминаем «Сумерки» и «Поттера»), при условии, что книги стремительно заканчиваются, а зритель все еще голоден и готов писать восторженные отзывы, команда создателей поступает мудро — делит завершающую часть истории на два фильма. Такой коммерческий ход всегда играет злую шутку со зрителем. Вы идете в кино за зрелищностью, досказанной до точки историей, но получаете нечто иное — на самом интересном месте рассказчик уходит, экран гаснет и вы понимаете, что ждать развязки придется невыносимо долго, то есть еще год.
Важное замечание для тех, кто еще не ходил на премьеру. Идти на двухчасовой сеанс стоит только в том случае, если у вас уже есть багаж в виде просмотренных эпизодов трилогии. А иначе — вы ничего не поймете, будете скучать и зевать, а фильм вам, конечно, покажется унылым испытанием. Но если вы стойкий поклонник и сама мысль о том, что «Голодные игры» можно было не смотреть, звучит для вас оскорбительно, то смело идите (хотя надо ли вас уговаривать?). Вот только первые две части третья никогда не переплюнет. И вот почему.
«Голодные игры» подростки и более взрослые мальчики и девочки любят за три составляющих. Во-первых, это антиутопия, а рассуждения о фантастическом мире, где простой человек подавлен и бунтует против системы, почти всегда принимают восторженно. Да, это тот самый случай, когда все впечатления звучат одинаково: «Там такая классная идея!» Во-вторых, это межчеловеческие отношения, непременный любовный треугольник и сопровождающие страдания — все, что особо интересует в нежном возрасте. В-третьих, это неплохая картинка со взрывами, хорошей графикой, крутыми костюмами и стильным оружием. Итак, формула успешных «Голодных игр» и молодежной антиутопии звучит так — идейно, чувственно, зрелищно. Вот только третьего компонента в первой части «Сойки-пересмещницы» не хватает. И всему виной, опять же, пресловутое деление на два фильма: сценарий просто захлебывается в любовных линиях и девичьих слезах. А вот с тем, что нравится мальчикам, туговато.
Так или иначе, но в день премьеры зал был полон, а после финальных титров одобрительные шепотки катились по залу. И вы, конечно, можете упрекнуть «Голодные игры» во вторичности и сопливости, но вряд ли будете спорить с тем, что этот продукт окупится сполна всего за несколько дней в прокате.