Фильм «Горько!»: Кто поверит комедианту
По трейлерам фильма «Горько!» можно было заключить одно: более гадким отечественный кинопром бывал редко.
Но «Горько!» удивляет. Взяв ядром самое хтонически ужасное, что можно представить – традиционную свадьбу с тамадой и Сердючкой в черноморской глубинке – он неожиданно выруливает в размышление о национальной идентичности. Не особенно, может быть, глубокое, зато пронзительное, как и бывает в хороших комедиях. С которыми в современной России, прямо скажем, туго. Комедия, не выросшая из стенд-ап жанра, не стыдная и при этом вышедшая на массовом экране – кроме четырех фильмов-пьес «Квартета И», вспоминать тут практически нечего.
Что отличает «Горько!» от каких-нибудь «Ёлок» – то, что, кажется, впервые комедийный режиссер двухтысячных не просто оперирует стереотипами новой России, жонглируя архетипическими откинувшимся гопником, тёткой в буклях, подкаблучным ботаником, клубным жуликом. Он показывает, как эти аляповатые новогодние костюмчики сидят на людях из плоти и крови, как люди в них втискиваются – и не влезают. У него даже Светлаков играет Светлакова, играющего в тамаду – и впервые, кажется, с экрана может рассказать, где именно у него сидит слава, основанная на «Михалыче» и «Тагиле».
«Афиша» однажды вышла с обложкой «Это не быдло, это наши сограждане». Вот «Горько!» - идеальная кинооткрытка к этому антиснобскому слогану. Молодожёны, пытающиеся противопоставить свою «оригинальную» идею семейному застолью в банкетке с незнакомой роднёй, попадают на пляжную пати с незнакомыми отдыхающими топ-менеджерами, и оказываются там нужны ещё меньше. Что делать, если нельзя не смеяться над вкусами старшего поколения, а своих ещё нет, куда бежать и почему при этом кажутся непротивным OST из Сердючки, Лепса и казачьего хора – чёрт его знает. Крыжовников дает один ответ – надо обняться и поплакать, а также быть немного внимательнее друг к другу; в принципе, не худший выбор.
Режиссер Жора Крыжовников (он же, подсказывает интернет, Андрей Першин) – дебютант в большом кино, до этого он занимался телешоу на Первом канале и НТВ, участвовал в казахской «Фабрике звезд» - и, в принципе, понятно, откуда у него эта любовь к живым людям и нелюбовь к декорациям, на них не похожим.
Резюме: живая, смешная и страшная русская комедия, самоиронично документирующая современность, очень редкая рыба в водоёме отечественного кино.