Фильм «Гостья»: Инфузория в затылке

\\Александра Закирова

Врать не буду: книгу Стефани Майер, по которой и было снято это кино, я не читала. Желания прочесть её по просмотре не появилось, а потому все высказанные соображения будут касаться только самой этой странной киноработы.

Допускаю, что книга выстроена логично, красиво и безупречно; также допускаю, что не попадаю в аудиторию книги, хотя «Гостью» Майер вроде как писала для взрослых.

Сценарий «Гостьи» тоньше оригинальной книги на 500 страниц – отсюда очень плотный ритм фильма: вот инопланетянина заселили в голову молодой бунтарки, вот следующим эпизодом бунтарка уже убедила инопланетянина пойти против своих, вот две девчонки в одном теле вернулись к людям. В итоге режиссёр Никкол добивается неожиданного эффекта – на фоне «Гостьи» фильмы по «вампирской саге» Майер выглядят образцами драматического и сценарного искусства.

Главная беда «Гостьи», впрочем, не в том, что зрителю не дают ужиться с реалиями захваченного пришельцами мира, нахлобучивая на него новые и новые. Куда большая её проблема – да и, видимо, книги тоже – в том, что, сконцентрировавшись на личных переживаниях героини с раздвоением личности, «Гостья» не даёт никакого внятного портрета захватившим Землю инфузориям-туфелькам с цветными линзами.

Если они не агрессивны и за гармонию, почему безо всякого трепета относятся к землянам? Если их души способны отзываться лишь на ласку и доброту, почему их так удивляет такой «вредный» земной фактор, как любовь? По какой такой простодушности они раскидывают в легкодоступных местах свои стратегические космические порты? И если в толстом романе, практически целиком построенном на внутреннем диалоге, небрежение научно-фантастическими аспектами может быть оправдано, то здесь заставляет лишь развести руками.

Любовный треугольник как сюжетообразующая единица здесь начерчен ещё более пикантно, чем в «Сумерках». Если Белла металась между накачанным волком и обаятельным мертвецом, то Мелани-Анни метаться не надо. У неё внутри официально две девушки, а потому и целоваться можно сразу с двумя молодыми людьми, соревнующимися друг с другом в тугоумии. Целоваться, конечно, не больше; хотя речь и идёт о тридцатилетних, но рейтинг-то 12+. Поэтому последние выжившие мужчины и женщины тут не пускаются в безудержное сношение, а вежливо не торопят события.

Интересно, что режиссёрский стул «Гостьи» принадлежит Эндрю Никколу, чей дебют, «Гаттака», крепко стоит на своём месте в истории мирового кино, как бы доказывая, что режиссёр знает толк в иных мирах. Сценарные работы Никкола – «Шоу Трумена» и «Терминал» зарекомендовали его как отличного специалиста по историям. Как у него получилась «Гостья» - загадка. Инопланетяне в затылке, не иначе.

Резюме: как если бы посредственную серию «Секретных материалов» безжалостно раскатали на два часа.

Александра Закирова
29 марта 2013

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх