Фильм «Гостья»: Инфузория в затылке
Врать не буду: книгу Стефани Майер, по которой и было снято это кино, я не читала. Желания прочесть её по просмотре не появилось, а потому все высказанные соображения будут касаться только самой этой странной киноработы.
Допускаю, что книга выстроена логично, красиво и безупречно; также допускаю, что не попадаю в аудиторию книги, хотя «Гостью» Майер вроде как писала для взрослых.
Сценарий «Гостьи» тоньше оригинальной книги на 500 страниц – отсюда очень плотный ритм фильма: вот инопланетянина заселили в голову молодой бунтарки, вот следующим эпизодом бунтарка уже убедила инопланетянина пойти против своих, вот две девчонки в одном теле вернулись к людям. В итоге режиссёр Никкол добивается неожиданного эффекта – на фоне «Гостьи» фильмы по «вампирской саге» Майер выглядят образцами драматического и сценарного искусства.
Главная беда «Гостьи», впрочем, не в том, что зрителю не дают ужиться с реалиями захваченного пришельцами мира, нахлобучивая на него новые и новые. Куда большая её проблема – да и, видимо, книги тоже – в том, что, сконцентрировавшись на личных переживаниях героини с раздвоением личности, «Гостья» не даёт никакого внятного портрета захватившим Землю инфузориям-туфелькам с цветными линзами.
Если они не агрессивны и за гармонию, почему безо всякого трепета относятся к землянам? Если их души способны отзываться лишь на ласку и доброту, почему их так удивляет такой «вредный» земной фактор, как любовь? По какой такой простодушности они раскидывают в легкодоступных местах свои стратегические космические порты? И если в толстом романе, практически целиком построенном на внутреннем диалоге, небрежение научно-фантастическими аспектами может быть оправдано, то здесь заставляет лишь развести руками.
Любовный треугольник как сюжетообразующая единица здесь начерчен ещё более пикантно, чем в «Сумерках». Если Белла металась между накачанным волком и обаятельным мертвецом, то Мелани-Анни метаться не надо. У неё внутри официально две девушки, а потому и целоваться можно сразу с двумя молодыми людьми, соревнующимися друг с другом в тугоумии. Целоваться, конечно, не больше; хотя речь и идёт о тридцатилетних, но рейтинг-то 12+. Поэтому последние выжившие мужчины и женщины тут не пускаются в безудержное сношение, а вежливо не торопят события.
Интересно, что режиссёрский стул «Гостьи» принадлежит Эндрю Никколу, чей дебют, «Гаттака», крепко стоит на своём месте в истории мирового кино, как бы доказывая, что режиссёр знает толк в иных мирах. Сценарные работы Никкола – «Шоу Трумена» и «Терминал» зарекомендовали его как отличного специалиста по историям. Как у него получилась «Гостья» - загадка. Инопланетяне в затылке, не иначе.
Резюме: как если бы посредственную серию «Секретных материалов» безжалостно раскатали на два часа.