Фильм «Хоббит: Нежданное путешествие»: Дом, милый дом
Знаковые экранизации, гарантировано собирающие кассу, — поле в равной степени благодатное и опасное.
Теоретически, режиссеру позволено подложить зрителю какой угодно эксперимент и знать, что у эксперимента будет самая обширная аудитория. Впрочем, с тем же успехом он может расставить в кадре людей в костюмах по всем правилам классических экранизаций, раздать им тексты, врубить атмосферный оркестр Джеймса Хорнера или Говарда Шора, вздохнуть и уйти пить кофе.
Ну, не то чтоб Джексон сделал совсем уж по-второму, но и по-особенному посмотреть на толкиеновский мир, бросить вызов самому себе как создателю киноэпопеи «Властелин Колец» ему, кажется, не удалось. А единственный эксперимент, который он предложил зрителю — повышенное количество кадров в секунду (48 fps). Утверждают, что это придаёт ленте гиперреализма — не знаю, на такой сеанс я не попала, но осторожно предположу, что человеческому глазу, оптимально воспринимающему всего 40 кадров в секунду, три часа подобного удовольствия в высоком разрешении, а также в 3D должны быть утомительны.
Чтобы со всей строгостью (и справедливостью, впрочем, тоже) подойти к «Хоббиту», нужно основательно перелопатить первую толкиеновскую трилогию Джексона — и со всеми её избыточными длиннотами, и с достойной эпикой. Вот в первой части «Властелина колец» Джексон делал то же, что и в «Хоббите» - очень обстоятельно и многословно давал заделы дальнейшему. По этой логике, вторая часть «Хоббита» должна быть лучшей из трёх, а третья — самой невыносимо бесконечной.
Чего больше всего жаль, так это того, что два года назад Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна», «Хеллбой») был вынужден уйти с места режиссёра из-за постоянно откладывавшегося съёмочного процесса. Дель Торо ждали другие проекты (которые, кстати, потом тоже не складывались один за одним), и не без сожаления он вернул нагретое кресло Джексону, номинально оставшись в сценаристах. Джексон, кстати, не горел желанием возвращаться в проект, и это неуловимо заметно: его волшебный мир сколочен на скорую руку, на удивление беден на детали и маленькие открытия, дескать - «А, вы это уже видели, проходите, нечего тут смотреть».
Впрочем, дель-торовское дежа вю иногда возникает в «Хоббите» в самых лучших местах: при явлении зрителю живописных рыл и социального устройства гоблинской братии, например. Кажется, дель Торо удалось бы то, чего так не хватает Джексону: с любовью воссоздать и тёплый ламповый уют Хоббитшира, и холодную безнадёгу Горлумовой пещеры, и животное разнообразие леса Радегаста. Да, тут есть колдун Радегаст, а также многое другое, чем «Хоббит» похвастаться не мог — небольшую книгу разбодяжили на три части фильма не без помощи внушительных кусков из других книг Толкиена.
Джексон вдруг заговаривает в полный голос в моменты наивысшего напряжения в бою или перед ним, и вот тогда из его медного горла летят искры, это то, что он умеет отлично. Вот вся компания бросает фаершишками в крысомордых варгов, вот мстительный орк с комплексом капитана Крюка отдает утробные приказы уничтожать, вот отряд гномов, как какой-нибудь заслуженный ансамбль этнической песни «Горяночка», щемяще исполняет заглавную песню фильма.
Да, и Мартин Фриман (собственно хоббит Бильбо) очень хороший, но это как раз не сюрприз.
Резюме: яркая, громкая, местами очень забористая, но другими местами — малоэмоциональная, а главное — ничем не удивляющая киноверсия любимой сказки.