Фильм «Хоббит: Нежданное путешествие»: Дом, милый дом

\\Александра Закирова

Знаковые экранизации, гарантировано собирающие кассу, — поле в равной степени благодатное и опасное.

Теоретически, режиссеру позволено подложить зрителю какой угодно эксперимент и знать, что у эксперимента будет самая обширная аудитория. Впрочем, с тем же успехом он может расставить в кадре людей в костюмах по всем правилам классических экранизаций, раздать им тексты, врубить атмосферный оркестр Джеймса Хорнера или Говарда Шора, вздохнуть и уйти пить кофе.

Ну, не то чтоб Джексон сделал совсем уж по-второму, но и по-особенному посмотреть на толкиеновский мир, бросить вызов самому себе как создателю киноэпопеи «Властелин Колец» ему, кажется, не удалось. А единственный эксперимент, который он предложил зрителю — повышенное количество кадров в секунду (48 fps). Утверждают, что это придаёт ленте гиперреализма — не знаю, на такой сеанс я не попала, но осторожно предположу, что человеческому глазу, оптимально воспринимающему всего 40 кадров в секунду, три часа подобного удовольствия в высоком разрешении, а также в 3D должны быть утомительны.

Чтобы со всей строгостью (и справедливостью, впрочем, тоже) подойти к «Хоббиту», нужно основательно перелопатить первую толкиеновскую трилогию Джексона — и со всеми её избыточными длиннотами, и с достойной эпикой. Вот в первой части «Властелина колец» Джексон делал то же, что и в «Хоббите» - очень обстоятельно и многословно давал заделы дальнейшему. По этой логике, вторая часть «Хоббита» должна быть лучшей из трёх, а третья — самой невыносимо бесконечной.

Чего больше всего жаль, так это того, что два года назад Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна», «Хеллбой») был вынужден уйти с места режиссёра из-за постоянно откладывавшегося съёмочного процесса. Дель Торо ждали другие проекты (которые, кстати, потом тоже не складывались один за одним), и не без сожаления он вернул нагретое кресло Джексону, номинально оставшись в сценаристах. Джексон, кстати, не горел желанием возвращаться в проект, и это неуловимо заметно: его волшебный мир сколочен на скорую руку, на удивление беден на детали и маленькие открытия, дескать - «А, вы это уже видели, проходите, нечего тут смотреть».

Впрочем, дель-торовское дежа вю иногда возникает в «Хоббите» в самых лучших местах: при явлении зрителю живописных рыл и социального устройства гоблинской братии, например. Кажется, дель Торо удалось бы то, чего так не хватает Джексону: с любовью воссоздать и тёплый ламповый уют Хоббитшира, и холодную безнадёгу Горлумовой пещеры, и животное разнообразие леса Радегаста. Да, тут есть колдун Радегаст, а также многое другое, чем «Хоббит» похвастаться не мог — небольшую книгу разбодяжили на три части фильма не без помощи внушительных кусков из других книг Толкиена.

Джексон вдруг заговаривает в полный голос в моменты наивысшего напряжения в бою или перед ним, и вот тогда из его медного горла летят искры, это то, что он умеет отлично. Вот вся компания бросает фаершишками в крысомордых варгов, вот мстительный орк с комплексом капитана Крюка отдает утробные приказы уничтожать, вот отряд гномов, как какой-нибудь заслуженный ансамбль этнической песни «Горяночка», щемяще исполняет заглавную песню фильма.

Да, и Мартин Фриман (собственно хоббит Бильбо) очень хороший, но это как раз не сюрприз.

Резюме: яркая, громкая, местами очень забористая, но другими местами — малоэмоциональная, а главное — ничем не удивляющая киноверсия любимой сказки.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
20 декабря 2012

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх