Фильм «Хранитель времени»: Как фабрикуют грезы
Сняв, возможно, не самый лучший свой фильм, Мартин Скорсезе определённо создал один из самых сентиментальных.
Эффект «Хранитель времени», надо сказать, производит странный. Первые минут 40 он пытается замаскироваться под экранизацию чего-нибудь очень классического вроде «Отверженных». Над чем, собственно, сам режиссёр и смеётся, делая главную героиню-девочку постоянной посетительницей библиотеки, упорно выискивающей себе книжных приключений в реальной жизни.
В этих сорока минутах происходит как раз то же, что и в стандартных экранизациях больших романов: ранняя трагедия, неприкаянность, слезы и широко распахнутые глаза, обретение профессии и мечты — и даже первой любви. Сумрачный, неоткрыточный Париж, чудесные комические эпизоды с Сашей Бароном Коэном и Фрэнсис де ла Тур – всё идёт стандартными, хорошо ведомыми Скорсезе тропами.
Но когда «Хранитель времени» (в оригинале, кстати, названный «Хьюго») превращается в довольно печальную оду кинематографу и прощание с грандиозным комбинатом иллюзий, каким он когда-то был – тогда от картины становится не оторвать глаз. В кои-то веки режиссёр не жёсток и не жесток – он сугубо меланхоличен. История кинематографиста Жоржа Мельеса, автора фильма «Путешествие на Луну», в руках Скорсезе заводит громкую ностальгическую песню. Мельес, бывший фокусник, в начале двадцатого века действительно снимал фильмы сотнями – чтобы разориться, быть забытым и до тридцатых годов пребывать продавцом игрушек.
Формально главная в этом фильме – история мальчика Хьюго Кабре (замечательный Аса Баттерфилд), пытающегося починить механического человека, оставленного ему покойным отцом. На деле же – главная роль у самого кинематографа, каким он уже никогда не будет – без компьютерных технологий. Киностудия Мельеса Star Films, показанная здесь, делает кинофокусы из подручных средств, из настоящих декораций, из ручной клейки кажра – и даже жаль, что сам процесс вскрытия механики кинопроизводства занимает не все два часа, а вряд ли даже треть.
Между двумя главными персонажами-детьми, которых сыграли Аса Баттерфилд и Хлоя Грейс Морец, курсируют настоящие искры — и, пожалуй, в последний раз я такое видела летом прошлого года, в фильме «Супер 8». Вот как они за руки берутся – от ребят расходятся такие круги, что хоть трава не расти. С остальными актерами тоже все в порядке, а вот что не в порядке, так это, ммм, литературная часть. Даже на специфический перевод не спишешь желание немедленно заткнуть уши, когда персонажи «Хранителя времени» заводят свои пластинки про очевидное.
Стоит отметить еще, что этот фильм, номинально детский, обращается к детям, обладающим неким образовательным минимумом, желательно тем, который позволяет не объяснять, что такое старый кинопроектор и кто такой Жан Вальжан. Механический человек-автоматон, кстати, заводится ключом в форме сердца. Ах, дорогой Мартин, уверяю: даже когда для создания фильма будут нужны лишь одна голова и один компьютер — всё ещё найдётся что завести таким ключом.
Резюме: явно посвящение режиссера самому себе, при этом случайно подсмотренное всеми нами. Право же, не самое плохое, что можно посмотреть в каникулы.