Фильм «Исходный код»: На взрывной волне
«Исходный код» эксплуатирует популярную в современном американском кинематографе идею о том, что параллельное пространство все-таки существует и, в том или ином виде находясь в нем, можно менять реальность – прошлое, настоящее или будущее.
На этот раз свой день сурка переживает военный пилот Стивенс (Джейк Джилленхол). Он раз за разом обнаруживает себя в поезде, в теле не известного ему мужчины, сидящего напротив не известной ему женщины (Мишель Монахэн). Через восемь минут их ждет один и тот же финал – поезд с сотней пассажиров взрывает террорист. Оказывается, герой Джилленхола – участник секретной экспериментальной операции американских спецслужб. Его каждый раз отправляют в этот поезд, чтобы он смог найти того, кто приводит бомбу в действие. Сам Стивенс при этом фактически мертв: функционирует только часть мозга.
Режиссер «Исходного кода» - англичанин Дункан Джонс, сын Дэвида Боуи. Его предыдущая работа была из серии «кино не для всех» - «Луна 2112», не богатая внешними событиями история одинокого астронавта. В фильме «Исходный код» Джонс поворачивается на 180 градусов – лицом к голливудскому мейнстриму со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сюжетная канва картин, подобных «Исходному коду», известна – Дункан Джонс не отступает от принятого канона. События предсказуемы как для пилота Стивенса, так и для зрителей. Впрочем, для Джейка Джилленхола многократное повторение одних и тех же сцен только на пользу: его ограниченная небольшим количеством эмоций мимика всякий раз оказывается кстати.
При всем при этом «Исходный код» - по-прежнему кино не для всех. Это фильм, требующий подготовленного зрителя. Дункан Джонс остается верен своей манере. Эта его картина оказывается гораздо в меньшей степени рассуждениями о грядущих открытиях науки и техники и неограниченных возможностях человеческого мозга и гораздо в большей степени исследованием человеческого одиночества. Одинок запертый в темной капсуле пилот Стивенс, одинока направляющая его капитан Гудвин (Вера Фармига), одинок террорист, задумавший серию взрывов для очищения и начала новой жизни. Герой Джилленхола в буквальном смысле занимается поисками себя.
В перерывах между восьмиминутными сценами в роковом поезде он собирает осколки своей памяти и допрашивает капитана Гудвин, чтобы понять, кем был, кем стал и что его ждет. Вывод, который делает Дункан Джонс, не самый оптимистичный: если человек и способен преодолеть одиночество, то ценой неимоверных усилий, в буквальном смысле сам переписывая свою судьбу. Но хуже всего то, что возможно это лишь в параллельном пространстве.