Фильм «Как украсть небоскреб»: Мир – хижинам и другие сказки
В следующей жизни я непременно стану чернокожим. Потому что, видимо, именно они обладают врожденным философским камнем.
Никак иначе вечную молодость Эдди Мерфи, которому, на минуточку, полтинник, я объяснить не могу. Его мелкому вору в «Как украсть небоскреб» вряд ли больше тридцати – и ничего неправдоподобного в этом нет. Подвинуть к нему мягкое кресло – дескать, отдохни, Эдди, сердце пожалей – желания не возникает.
Но фильм, конечно, совсем не о черных гангстерах и не о вечной молодости. Он, хоть этого и не ожидаешь от комедии с Беном Стиллером и Эдди Мерфи – о высшей справедливости, о своеобразном народном восстании и нестандартных решениях. Да, тривиальна история, которую рассказывает Бретт Рэтнер (автор ностальгической трилогии «Час Пик»). Но он несёт ее с такой любовью к каждому персонажу, что ему удивительным образом удаётся обогнуть все острые углы на своем пути.
В огромном небоскребе, где квадратный метр стоит примерно столько, сколько все ваши внутренние органы разом, живут особенные люди. И самый особенный из них – обладатель пентхауса и соучредитель небоскребного ТСЖ – старый джентльмен-пройдоха. Именно он в одночасье лишил пенсионных накоплений весь образцовый коллектив небоскреба: старого швейцара (его играет белый африканец!), многонациональную россыпь поваров и уборщиков и, конечно, управляющего, которого играет Бен Стиллер. Уже не в первый раз Стиллер под комедийной маской раскрывает недюжинные драматические таланты. Его герой сначала демонстрирует идеальные управленческие навыки, идеально крутя своей организацией так, чтоб ни один жилец носа не подточил. А потом решает сколотить свою смешную «банду», чтобы в обход ФБР взломать пентхаус старика и найти, куда же седой подлец спрятал нажитые открыванием дверей и мучительной стиркой миллионерского белья доллары. Чтобы, конечно, разделить между обманутыми.
Шайка его самопальная состоит из охранника, менеджера, неудачливого финансиста и огромной негритянки. И вот все тут настолько на своем месте, что Рэтнера за это хочется только трепать по плечу, одобрительно прихохатывая. Нет в этой команде ни одного актера или персонажа, за которого неловко – а это все-таки редкость. Мэтью Бродерик внезапно играет грустного провалившегося финансиста с глазами кота из Шрека – и это ужасно смешно и трогательно. Брат Бена Аффлека Кейси – манагер, хоть и не офисный, но очень забавный в роли корпоративного трусишки. Эдди Мерфи – мелкий вор, который устраивает этим робингудам настоящую школу воровского выживания с принудительной кражей из магазинов и тренировками на морозе. И это уже пародия на кино про армию, а еще тут есть – с неизменной улыбкой – детально и с любовью сделанные эпизоды и об одиноких вечерах офицеров ФБР, и о том, куда девать четверых детей после финансового краха, и о том, как разместить у себя в гульфике наибольшее количество предметов, ни разу при этом пошло не пошутив.
Весь этот калейдоскоп отсылает к комедиям старого образца – конечно, он совсем не таков, как в восьмидесятые-девяностые. Он скорее машет рукой тому времени, когда комедия была ещё более-менее доброй, когда шутки про подростковый секс еще не заступили на вахту.
Другое дело, что вся эта комедия ужасно неправдоподобна, что мешает насладиться ей в полной мере. Так, вас наверняка будут мучить вопросы, а сколько золота может унести на себе человек, как устроен лифт в небоскребе, как разделить награбленное у вора под надзором полиции и, наверняка, еще немало подобных. Но кино – это все же иллюзия. Не будем же к ней строги.
Резюме: смешно, ярко, с вызовом – хорошая комедия, в общем.