Фильм «Ла-ла Ленд»: Без музыки — тоска
Этот четверг в кинопрокате выдался музыкальным: в прокате стартовал «Ла-ла Ленд» — рекордсмен премии «Золотой Глобус», воплощающий идею одновременно глубокого, качественного и романтичного кино для любителей и нелюбителей мюзиклов, ретро и бесконечно ностальгирующих по старому Голливуду.
Режиссер картины — молодой и амбициозный Дэмьен Шазелл — ритмом барабанов ворвался в большое кино еще 2014-м с фильмом «Одержимость», однако по-хорошему и по-новому раскрылся двумя годами позже. «Ла-ла Ленд» — яркий пример того, как мюзикл с простым сюжетом и сильным подводным течением может в первые минуты (а для кое-кого — с первых секунд трейлера) влюбить в себя и не отпускать до финальных титров.
История вертится вокруг любви двух творческих людей — Мии (Эмма Стоун) и Себастьяна (Райан Гослинг). Оба молоды, мечтают об успехе, но, кажется, смотрят в разные стороны: он — в прошлое, во времена джаза, с мечтой о его возрождении для изнеженной публики; она — в будущее, в мир моноспектаклей, современной драматургии и большого кино. Героям не по пути — успех на сцене метко ударит по их отношениям. Но это отнюдь не еще одна сказка о несчастной любви, а повесть с грустным аккордом в конце о человеческой жертве, которую приходится приносить артисту (впрочем, об этом с нами говорят и в «Одержимости»), эта жертва — светлое пятно на человеческой судьбе и алтарь, который и есть камень преткновения для любящих сердец.
Безусловно, сюжет в этом фильме — то, что привлечет массового зрителя, соберет полные залы романтично настроенных дам и бросающих вызов успешному будущему кавалеров. Но и для тонко чувствующих авторское кино останется кусочек — в виде монтажа и планов, к которым не придраться, оригинальной музыки простых мелодий, поданной с ненавязчивыми субтитрами и безупречной игры идеально вписывающихся актеров, переживающих на съемочной площадке если не историю собственной жизни, то сказку для многих и о многих.
Отдельная песня — музыка Джастина Гурвича (композитора во все той же «Одержимости»). Неумение по-оперному пропеть нужные ноты, простота мелодики и более сложные куски — во всех композициях (без исключения), в их повторах и вариациях скрыто неподдельное очарование, в котором понятные современникам ритмы сливаются с безвременно ушедшими.
И о картинке. У группы «Ундервуд» в 2015 году вышел клип на песню «Крым». Вероятно, именно он мог бы стать краткой иллюстрацией того, что происходит в двухчасовой ленте, так как удивительно похож на «Ла-ла Ленд» настроением и динамикой. Повторюсь, в безупречную режиссуру и ее любовное переплетение с игрой нот зритель влюбляется с первых кадров, а последний аккорд в этой песне, ее кульминация — несколько последних минут фильма (сцена без слов о том, как все могло быть), когда подземные воды вырываются наружу, содержание не побеждает, но идет в ногу с формой, а на ваших глазах творится магия, заставляющая записать один из первых фильмов этого года в список лучших. И полюбить безоговорочно.
Так что если вы до сегодняшнего дня не причисляли себя к любителям мюзиклов (даже мультипликационных вариантов), воротили нос от джаза и не верили в рекорды «Ла-ла Ленда» на «Золотом Глобусе», отправляйтесь в кино, а после — бейте себя по щекам, напевайте под нос, переосмысливайте собственный опыт, тоскуйте по золотой классике кино и готовьтесь к новым мюзиклам на большом экране.