Фильм «Марсианин»: Скотч, диско и картофель
После «Гравитации», «Интерстеллара» стало ясно, что ничто космическое не чуждо массовому зрителю. Космос — новый главный злодей большого кино, беспощадный, прожорливый и безжалостный. Однако «Марсианин» подсказывает нам, что и с ним человек справится — было бы желание, оптимизм и чувство юмора.
Начнем с того, что Мэтт Дэймон (он же — Марк Уотни в «Марсианине») должен был настрадаться за то, что он сделал в «Интерстелларе». Что ж, свою вину он искупает целиком и полностью. Миссия «Арес-3» покидает красную планету из-за надвигающегося шторма, а ботаник по профессии и астронавт по призванию Марк из-за несчастливой случайности остается куковать на Марсе. Припасов у него на хватит на ближайшие месяцы, но как сообщить о своем существовании на Землю и протянуть до прилета следующей марсианской миссии? Именно на эти вопросы предстоит отвечать весь фильм, первоисточником для которого, к слову, стал одноименный роман 2011 года Энди Уира.
Коротать марсианские сутки Марку помогает природная смекалка и острое желание «не сдохнуть»: он выращивает картофель в марсианской почве, смешанной с отходами собственной жизнедеятельности, заклеивает скотчем пробитый шлем скафандра, ненавидит музыку в стиле диско, доставшуюся ему от командира экипажа. И, как это бывает с самыми настойчивыми, в конечном итоге, ему удается связаться с Землей и придумать более-менее реальный план по возвращению домой.
Конечно, на экране Мэтт Дэймон страдает куда меньше, чем его книжный прототип. Кроме того, у киношного героя есть спецтехника (что-то вроде «воровайки»), с помощью которой он постоянно что-то разгружает и загружает. У Энди Уира на воплощение любой идеи колонизатору нужно было куда больше времени. Хотя общая мысль о том, как быстро можно двинуть кони на чужой планете, передана довольно точно. Но все равно правило «книга лучше» работает и в этот раз. И, как и следовало ожидать, из фильма вырезали политические игры космических держав и тонкие оттенки взаимоотношений между сотрудниками NASA.
Действие в фильме происходит то на Земле в офисе NASA, то, как вы уже догадались, на Марсе, то на корабле Гермес с тем самым экипажем, который оставил Марка умирать. У Ридли Скотта получилось настолько плавно переходит с одной локации на другую, что никаких противоречивых чувств от таких скачков у зрителей не возникает. Да и монологи Марка, который ежедневно записывает на видео марсианские хроники, перебиваются живой картинкой и не звучат искусственно.
«Марсианину» повезло и с актерами: Джессика Честейн, Джефф Дэниелс, Шон Бин и уже не раз упомянутый Мэтт Дэймон знают свое дело. Кажется, будто они всю жизнь играли астронавтов и работали в корпорации NASA – никаких проблем с реалистичностью.
Марс и Космос — такие же полноправные герои, как и весь актерский состав. Но если в близлежащих громких фильмах («Гравитация» и «Интерстеллар») эти герои без всякой жалости расправлялись с героями и ставили крест на их судьбах, то «Марсианин» — это новый виток во взаимоотношениях человека и мира вне Земли. Кажется, Энди Уир вселяет оптимизм и дает человеку шанс на выживание в другом времени и пространстве.
Короче говоря, в кино надо идти. Читать книгу до или после или вовсе отказаться от прочтения — дело ваше, но не исключаю, что сравнивать происходящее на большом экране с теми картинками, которые вам рисовало ваше воображение будет гораздо интереснее, чем в первый раз знакомиться с сюжетом в уютном кресле кинозала.