Фильм «Матильда»: Любопытства ради
Многострадальный фильм Алексея Учителя добрался до экранов кинотеатров. Интерес общественности, наполненная трагедией российская история, угрозы отдельных личностей — посмотрим, есть ли смысл идти в кино любопытства ради или за действительно стоящим драгоценного времени зрелищем.
Итак, сюжет. После крушения царского поезда Ники (Ларс Айдингер) готовится взойти на престол. У него уже есть невеста — Аликс (Луиза Вольфрам), но сердцу не прикажешь — знакомство с подающей надежды балериной Матильды Ксешинской (Михалина Ольшанска) ставит под вопрос власть над землей русской и дальнейшую судьбу Николая. Из учебников истории мы знаем, чем закончится вся эта история (ничем хорошим), но речь лишь о небольшом временном промежутке.
Однако историческая достоверность не волнует режиссера — тут тебе и вымышленный поклонник (Данила Козловский) с не впечатляющей и не богатой на контекст ролью, и бабахнутый экспериментатор с опытами над людьми и спиритическими сеансами, и неуклюжее знакомство будущего императора с подающей надежды балериной. Было бы простительно, если б выдумки давали плоды в виде лихо закрученных сюжетных перипетий, но и этого не происходит — недоумение не покинет зрителя до финальных титров. Что ж, больших надежд на фильм, полагаю, никто не возлагал.
Зато с лейтмотивом тотального несчастья каждого персонажа сценарист Александр Терехов наигрался на славу. Горе и тоска о несбывшемся — неотъемлемый атрибут царя-тряпки, его невесты, любовницы, матери и даже двоюродного брата. Потому финальные пояснительные записки о «жили счастливо в браке и родили четырех детей» или «прожила 99 лет» выглядят еще более странно. Как говорится, мораль не ясна.
Главная проблема картины — ее поверхностность. Нам не готовы рассказывать подлинную историю о жизни балерин на Руси, не готовы поведать о метаниях Николая II, царствование которого закончилось сами знаете как, не готовы достоверно пересказать часть нашей с вами истории. Увы, от этой проблемы фильм никак не избавишь.
Справедливости ради, «Матильда» вышла приятной в визуальном плане. Тут тебе и реконструкция царского поезда, и сусальное золото дворцом и бальных залов, и заманчивые изгибы фигур балерин, и шуршащие наряды минувших дней — с эстетикой все в порядке, вот только картинка не искупает остальных грехов.
Итак, фильм Алексея Учителя — повод посмотреть на дежурящих в зале полицейских, покачаться на волнах всеобщего хайпа и сделать выводы. Никакой сенсации не произошло, как и следовало ожидать. Впрочем, в истории государства достаточно тайн, достойных талантливой экранизации. Ждем с нетерпением.