Фильм «Метро»: Производственный триллер
Клаустрофобия в метро мучает, как правило, гостей из обделённых подземкой городов — ну, или обладателей наземных средств передвижения.
Тем, у кого в городе подземки нет, с одной стороны, не так понятен обыденный ужас «Метро», а с другой — для них по умолчанию подземка является объектом повышенной нервной напряженности. Так что, абстрактно если думать, то «Метро» — идеальный триллер, который страшен всем.
Он почти таким и получился — за исключением некоторых досадных болтов, торчащих из его конструкции. Давайте сразу о болтах, а между ними — и о хорошем. Болт номер один — это что-то такое генетическое, нутряное, которое заставляет режиссёра, взявшего было верный курс, внезапно срезаться на объяснении технической стороны вопроса.
Вот начинается же «Метро» совсем хорошо: нехорошие тёмные воды ломятся в подземку, старый путевой обходчик что-то чувствует, в приемном покое мальчика эпично спасают от удушения рыбной костью, в любовном треугольнике растёт электричество. Глубоко под землёй поезд резко тормозит, люди в смертном танце падают друг на друга, кричат, спасают узлы на галстуке, страдают от астмы, мародерствуют, источают кровь. Вроде хорошо. Страшно.
И тогда, когда нам, по лекалам, должны объяснять, почему всё произошло, когда зрителя уже охватывает ужас застрять под землёй, быть утонувшим, убитым током и задохнуться, потерять всех детей и любимых, режиссёр Антон Мегердичев внезапно отряхивает пиджак и начинает топорную производственную драму. В Союзе в такие приглашали Людмилу Гурченко — ходить в строгих костюмах и строгих же лицах. Тут Гурченко нет, а есть ощущение, что ты внезапно сам оказался на пыльном собрании и хочешь спать и играть в айфон.
Болт номер два — это плоская работа со всеми эмоциями, кроме страха. Если Мегердичеву прекрасно удался страх воды, чуть меньше — закрытого пространства (все-таки «Метро», не смотря ни на что, какое-то очень просторное), то, простите, любовь у него выглядит как порыв благодарности под соответствующую песню группы «Би-2». Фильм этим, собственно, и заканчивается.
Впрочем, предыдущая-то работа у Антона Мегердичева совсем дурацкая - «Тёмный мир» о прогулке студентов по зловещему лесу невыносим как-то уж совсем запредельно. А вот редкая для российского экрана жанровая работа над фильмом-катастрофой — ничего, выплывает из своего тоннеля если не стопроцентным победителем, то уж точно не на щите. С такой динамикой следующий триллер Мегердичева будет отличным без оговорок.
Резюме: в чём-то грандиозный, а в чём-то до обидного ненастоящий русский фильм-катастрофа.