Фильм «Миссия невыполнима 4: Протокол Фантом»: Миссия и её миссионеры
Четвёртая «Миссия» не похожа ни на один из предыдущих фильмов франшизы – и этим прекрасна, если вкратце.
На этот раз агента Итана Ханта (Том Круз) обвиняют ни много ни мало в подрыве Кремля и прилегающей Красной площади. Обложили его, обложили: сам он объявлен вне закона; никем не уважаемый чекист (Машков) ведет по его следу бесталанных полиционеров; злодейская француженка, навевающая воспоминания о ранней Софи Марсо (Леа Сейду) крошит спецагентов, как крекер в руке; а неприятный псих (Микаэл Нюквист) мечтает отправить всю Землю в ядерный ад, у него и чемоданчик есть. Вот за последним товарищем и охотится Хант со своей командой.
Режиссер Брэд Бёрд публике известен прежде всего «Симпсонами», его же работы – «Рататуй» и «Стальной гигант». Лёгкая рука, иронический способ повествования и яркие, будто комиксовые эпизоды – вот что принёс с собой Бёрд в четвертую «Миссию», развернувшись на полную мощь в нетипичном для себя жанре экшна про спецагентов. «Протокол Фантом» - это, как ни странно, очень и очень смешное кино. Пожалуй, нет сцены, которая не содержала бы в себе дружеского стёба или лёгкого, незлого глумления надо всем подряд. Над бондианой с её сверхсовременными гаджетами, над ловкостью киношных крутых ребят и паркуром (в фильме постоянно кто-то падает не туда и стукается не тем), над непременной линией коварного шпионского соблазнения. Здесь соблазнять будут шейха, владельца золотого дворца и галереи живописи, и это же животики надорвешь, как весело.
Саймон Пегг, которого мы знаем по комедиям «Типа крутые легавые» и «Зомби по имени Шон», в фильме отвечает за гаджеты и механизмы – и делает это с фирменным взглядом «ох, что же это у меня такое вышло?». Том Круз в отличной форме, хотя, конечно, его обнаженный торс уже не так услаждает девичьи взоры – но он тут очень подвижный и живой, прямо светится в кадре. Владимир Машков, всё-таки не самый плохой артист на земле, зачем-то играет говорящее бревно; впрочем, очевидно, это и было его задачей.
По понятным причинам (Кремль взорвали!) в фильме много России, изображенной очень «клюквенно» – но даже «клюква» воспринимается как задуманная часть общей улыбки. Красный шарик на Красной площади, вооруженный кремлёвский полк, алые коридоры Кремля с Лениным, всё ещё строго взирающим из стенных ниш, интеллигентный иудейского вида учёный и медсёстры, беззастенчиво толкающие сотрудников спецслужб, потому что у них работа же – всё это не вовсе не стыдно смотреть, а здорово.
Ещё одна умилительная деталь – в мире «Миссии» по самым разным неожиданным местам разбросаны средства связи и секретные помещения для шпионов. Когда в старой, советской телефонной будке из нутра замызганного аппарата внезапно открывается сенсорная панель – это, право, гораздо круче, чем если бы сообщение, в ней оставленное, пришло главному герою на айфон.
По итогу в фильме «Миссия невыполнима 4: Протокол Фантом» гораздо больше бондианы в самом хорошем смысле, чем это задумывалось его создателями. Фильм не погружается в глубины морали и философии, а весело скачет, приминая каблуком шпионские штампы – а получается классное высказывание о дружбе, деле и том, что в жизни нет ни одной однозначно печальной ситуации.
Резюме: замечательный, лёгкий, самоироничный фильм – пожалуй, самая жизнеутверждающая из «Миссий».