Фильм «Москва 2017»: Маяковский-креатор…
...и Ленин-маркетолог. Помимо этих альтернативных взглядов на место России на мировом рынке рекламы «Москва 2017» предлагает зрителю и множество других презабавных вещей.
Большинство этих вещей, впрочем, вызывают одно желание: внимательно и осуждающе посмотреть в глаза режиссёрам данного вертепа Джейми Брэдшоу и Александру Дулерайну. Вообще-то первый, рекламист, специализируется на трейлерах к голливудским фильмам, а второй несёт ответственность за большинство сериалов на канале ТНТ и появление таких печальных отпрысков отечественного кинематографа, как «Яйца судьбы» и «Самый лучший фильм». В общем, понятен комичный градус амбиций этих товарищей, в 2007 начавших снимать «Москву 2017» и определявших свой проект как эпос а-ля Стэнли Кубрик.
Фильм «Москва 2017» делится на несколько примерно равных и очень разных по жанрам смысловых частей. Это весьма удобно для кинообозревателя и крайне неудобно для любителя хорошего кино, которым первый иногда, по странному совпадению, является. И в этих частях у Брэдшоу-Дулерайна творится разной степени хаос и несуразица
Параллели, которые вызывает в памяти часть номер один, настолько лежат на поверхности, что даже как-то неловко это предъявлять. Вступление о жизни историка Михаила Галкина (Эд Стоппард с дьявольски обаятельной неровной улыбкой), ставшего талантливым маркетологом (почему таким уж талантливым, правда, ясно не вполне), практически полностью снято с «Поколения П» - от работы в ларьке до сватовства к ушлым корпоративным заказчикам. Эта часть самая нейтральная – в ней Стоппард соблазняет усталую Лили Собески и постигает азы рекламных заговоров, толстую девочку злонамеренно оперируют в прямом эфире (за кадром), а нам рассказывают, как Маяковский в Америку ездил буржуев рекламе учить (в кадре).
Потом очень внезапно авторы берут тарковские интонации и делают вид, что копают глубоко. Причем для Брэдшоу и Дулерайна «копать глубоко» - это явно значит, ну – просто делать в кадре что-то необъяснимое, используя один всем понятный символ и долгие, долгие планы. Сложная эволюция колхозной буренки в золотого тельца и расхаживающий с голой попой и лицом дагестанского оппозиционера главный герой – вот, кажется, предел представлений режиссёров об интеллектуальном кино.
А вот в финальной части фильма наконец начинается всё то, что обещал трейлер – бренды как уродливые чудовища, присасывающиеся к человеку и начинающие в итоге войну. Вообще сама по себе финальная часть могла бы быть очень занятной, если бы хотя бы хорошо выглядела. В этой части Стоппард-Галкин геройствует, а по Москве ходят плохо одетые жирдяи с непрорисованными пиявками брендов на шеях. Вот не верю, что в России или США за условные три копейки нельзя нанять студентов, которые нарисовали бы лучше – в моменты озарений Стоппарда по поводу истинных звериных ликов популярных марок глазу физически неприятно смотреть на экран.
В какой-то момент я поняла, что жду, каким же ещё неуклюжим трэш-вывертом поразит меня в самое сердце «Москва 2017». И он не перестаёт поражать – там и фраза «Мы до сих пор живем в стране, которую создал Ленин», и уносящийся на небо Макс фон Зюдов, оставляя после себя лишь дымящуюся олимпийку с серпом и молотом, и чудесный перенос голого мужика из чистого поля в машину любимой женщины после пяти лет разлуки, и много, много кристально прекрасных глупостей.
Резюме: кино настолько вдохновенно плохое, что этим и замечательное.