Фильм «На грани»: Мужчины на грани нервного срыва
Я не знаю, что нового можно сказать в жанре «ограбление с оригинальной мотивацией». Режиссёр Асгер Лет, как выяснилось, не знает тоже.
На совести Асгера Лета, помимо «На грани», только одно собственноручно снятое кино – «Духи города Солнца». Молниеносно скачивать и смотреть я его не стала, но скриншоты показали бодрые кадры негритянского боевика с поджарыми черными торсами и нешуточными ружьями. Судя по этим кадрам, дебют Лета вышел все же несколько живей второй работы.
Потому как сказать что-то однозначно плохое или однозначно хорошее о «На грани» сложно. Этот фильм – ровный, как дорога, пролегающая за асфальтоукладчиком. Вокруг героя Уортингтона разворачивается довольно типичная история с ограблением, в которой, как в аквариуме, с самого начала просматриваются все двойные донья и скрытые мотивы. Его персонаж, Кэссиди, на удивление легко бежит из тюрьмы и играет на карнизе высотки в самоубийцу, отвлекая на себя весь город. А в это время (какой сюрприз!) его коллеги ловко орудуют над похищением одной очень важной драгоценности. Двухмерные диалоги, внезапные голые женщины в кадре и очень глупый финальный выход искомой драгоценности – вот некоторые из отличительных черт «На грани», в ответ на которые можно только зевнуть и пожать плечами. Самая живая, объемная и талантливо поданная роль в «На грани» — у Джейми Белла, брата-напарника Кэссиди. Но Белла, пожалуй, не испортить даже самой плохой кинолентой (впрочем, нельзя зарекаться).
Что действительно удалось Лету, о чем можно было бы снять отдельный жёсткий триллер (и, вполне вероятно, он бы получился!) — это феномен толпы, кровожадный обыватель как явление. Иногда камера начинает пролетать над или сновать между добрыми горожанами, вооруженными мобильниками и плакатами «Прыгай в мои объятья», поощряющими Кэссиди к решительному щагу вниз. И тогда «На грани» волшебным образом преображается в страшное и хорошее кино – от этого всего действительно хочется ёжиться в кресле.
В «На грани» есть ровно один прекрасный эпизод: штурмующие суицидника-хитреца Уортингтона спецназовцы комично раскачиваются вокруг здания на веревках и очень искренне удивляются, приземляясь наконец на карниз. Вот момент просветления на лице приземлившегося содержит в себе больше актерского, режиссерского и операторского мастерства, чем во всем остальном фильме. Ради него и можно сходить на это кино. Ну, и еще если вы любите Уортингтона – всё-таки фактуру серым применением убить не так просто.
Резюме: безжизненная симфония из привычных партий про ограбления.