Фильм «Новый Человек-Паук»: Я – Человек-Паук, паутина из рук
Собственно, этот гордый возглас из популярного несколько лет назад на YouTube ролика довольно точно отражает и тон, и глубину повествования нового начала истории о Спайдермене.
«Новому Человеку-Пауку» со мной как со зрителем совершенно не повезло; я шла его смотреть аккурат из соседнего кинозала, где показывали «Королевство полной Луны» Уэса Андерсона. С высочайшей сценарной, композиционной, сюжетной планкой, заданной последней картиной, оказалось крайне сложно делать допущения и скидки современным кассовым фильмам-аттракционам. Коим, безусловно, и является «Новый Человек-Паук».
Что в «Новом Человеке-Пауке» плохо, легко догадаться без подсказок: топорные уроки нравственности, общая картонность диалогов и сюжетных приёмов. Ясное дело – и первоисточник, полвека уже существующие комиксы о Спайдермене, и образцовая кинотрилогия Сэма Рэйми о Человеке-Пауке – совсем не «Сага о Форсайтах». Но только тот факт, что кино поставлено по комиксу, не обрекает сценаристов на спущенные рукава. Тут далеко ходить не надо – взять хоть эталонные экранизации графических новелл «Хеллбой» и «Город Грехов».
В фильме, не побоюсь спойлеров, происходит примерно следующее: хипстер в очках и с зеркалкой Питер Паркер, огребающий от одноклассников, внезапно оказывается в лаборатории с секретными разработками, где на него внезапно падает секретный паук. Потом внезапно решает главную формулу-загадку учёных-заговорщиков про зловещие два пустых множества (технари в зале сдержанно хихикают). Потом не так уже внезапно мстит кому попало, тинейджерски красуется и дерётся с огромной ящерицей, похожей на леджеровского Джокера. Всё. Достаточно для очередной серии комикса, недостаточно для перезапуска уже однажды удачно громыхнувшей франшизы.
Зато непререкаемо чудесен собственно Питер Паркер – Эндрю Гарфилд. Несмотря на солидный уже возраст (28!), ему отлично дается роль подростка с суперспособностями, радостно самореализующегося на всём, что под руку попадётся. Всё у него получается правильно: резкие жесты, нарывистая мордаха, то танцующая, то каменеющая мимика. Гарфилд, кстати, в большом кино действительно недавно – из сериалов он сразу вышел в дамки, снявшись у Гиллиама в «Воображариуме доктора Парнаса», яркая роль у него и в драме «Не отпускай меня».
«Новый Человек-Паук» вообще фильм актёров, а не режиссёра. Разменявший восьмой десяток обаятельнейший Мартин Шин (дядя Паркера), Рис Иванс с его фирменным болезненным взором (Ящер), Эмма Стоун и её трогательная Гвен Стейси в вязаной шапочке. Эти роли второго плана и их истории напоминают нам о том, что у режиссёра Марка Уэбба вообще-то есть удачная лавстори «500 дней лета». Кажется, всё-таки именно микроистории, а не масштабные аттракционы – его конёк. Но так ли это – мы увидим только в 2014, с выходом второй части «Паука».
Резюме: о том, годный ли это перезапуск франшизы, придется узнать только из второй серии. Пока что сделаем вид, что «Новый Человек-Паук» - это яркое, но слишком долгое вступление.