Фильм «Обливион»: По памяти пойдёт со мной
Главный вопрос, который не даёт мне покоя после «Обливиона», я здесь задать не смогу.
…потому как он раскрывает главную интригу, а это нехорошо. Так что выразимся наброском и загадкой: это очень пикантный вопрос и многозначительное подмигивание персонажу Ольги Куриленко.
«Обливион» Джозефа Косински, выросший из сценария в несколько страничек, в разы живее его же «Трона», сравнимо визионерского, но совсем бестолкового. А в этой действительно интересной и не особенно предсказуемой истории всё очень настоящее – и похожая на грустного биоробота партнёрша Круза Андреа Райзборо, и постиндустриальные «индейцы»-повстанцы, и сам Круз, которому нужно вспомнить всё. Круз, конечно, отрабатывает собственную привычную программу по пунктам: вот у него миссия вселенского значения, вот у него голый торс, вот сосредоточенное лицо. Но оно всё тут как-то очень в тему – потому что в перерывах между торсом и специальным лицом Круз идеально ложится в роль, как космонавт – в машину для дельта-сна.
В «Обливионе» удалось создать визуально неузнаваемый мир – и вот это, может быть, даже круче оригинального сюжета. Стадион «Янки» и Белый дом, которые зритель много раз видел в руинах, на этот раз опустошены и заброшены как-то особенно восхитительно и даже, простите, стильно. Высокое голубое небо над ненужной Америкой, бесконечные барханы морского песка, засыпавшие Нью-Йорк по пояс, половина взорванной Луны над всем этим, белоснежная летательная и мототехника, рассекающая по-над покинутой Землей.
Ввиду замечательной личной истории персонажа Круза, состыкованной со всей этой красотой, придираться к научно-фантастической части «Обливиона» уже совсем не хочется, хотя и можно. Поэтому давайте привычно попридираемся к русскому прокату. Для кого в российских кинотеатрах оставлено нетронутым оригинальное название, неясно. Без знания английского языка перевод «забвение» очевиден только любителям Джоан Роулинг (было в поттериане заклинание «обливиейт»), ещё слово «Обливион» способно ввести в заблуждение любителей компьютерных игр, знающих одноименную RPG (не имеет отношения к картине). А ведь весь фильм как раз о забвении и воспоминаниях, которые сильнее его. Но обливион так обливион – в конце концов, это круглое, космическое словцо очень подходит миру.
Резюме: чертовски красивое кино про постапокалипсис и мир, придуманный не писателем-фантастом, а сценаристом-фантастом – менее глубокий, чем могло бы быть, но всё равно хороший.