Фильм «Оз: Великий и Ужасный»: История любви, история болезни
Казалось, у Сэма Рэйми («Зловещие мертвецы», «Затащи меня в ад», «Человек-паук») был полный чемодан условий, чтобы снять отличную предысторию «Волшебника из страны Оз».
И золотые горы бюджета ($200 млн.), и всеми любимая сказка, и возможность развернуться на поле интерпретаций, как угодно подводя Гудвина – то есть, в этой версии, Оза – к его изумрудному величию, и тонкое чувство ужасного, и опыт в фильмах для всей семьи. Но получилось, мягко говоря, иначе.
Харизматики условно преклонных годов (Джонни Депп, Роберт Дауни-младший) один за другим отказывались от роли Оза – и, если им довелось перед этим пробежать сценарий хотя бы по диагонали, оно неудивительно. Дорога из жёлтого кирпича, по которой когда-то шла Джуди Гарленд, в фильме Рэйми ведёт не из сказки, но из очень грубо нарисованного любовного четырёхугольника. Попытка пикантная, но…
Навскидку – из идеи можно было запилить эпическую сагу о разделении престолов с готическими битвами каких-нибудь ворон, волков и обезьян. Или трогательную ретро-пастораль о жизни фарфорового городка и изумрудного средневекового полиса, притесняемых царственными самодурами. Или историю становления личности волшебника, который научился всех обманывать так, что ему это прощают.
А Рэйми замешивает главный конфликт и смысл сказки не на сверхценности дружбы или, к примеру, на справедливости, а на любовной истории. Из-за рейтинга 12+ и личных талантов Рэйми эта любовь выходит схематичной, и в её мыльном пузыре фильм с грохотом валится в бездну. Итак – неудачливый фокусник (Джеймс Франко) прибывает на воздушном шаре в страну Оз, где начинает напропалую очаровывать всех волшебниц – и добрых (Мишель Уильямс), и злых (Рейчел Вайс), и сомневающихся (Мила Кунис) – используя природное обаяние и музыкальную шкатулку бабушки.
Если Вайс и Уильямс в этой истории ещё дают контрастного электричества, то очевидный мискастинг – это Кунис, с которой хочется снять шляпу и увести в другое кино. Назад в «Чёрного лебедя», например, прочь из детской сказки, вся магия которой утекает сквозь её и Франко пальцы. Да, и все при этом изъясняются языком плакатов, что в определённый момент становится совсем уж невыносимо.
Стоило ли городить весь, бесспорно, визуально прекрасный огород ради финального поцелуя шарлатана и ведьмы – мне кажется, нет. А так как нужно судить по справедливости, то нельзя умолчать и о приятном, что было в «Озе» Рэйми. Это, во-первых, традиционное для режиссёра камео Брюса Кэмпбелла. Во-вторых, один из лучших персонажей, ради которых стоило придумать 3D вообще – маленькая фарфоровая девочка. В-третьих, чёрно-белое вступление о цирке в духе какого-нибудь Терри Гиллиама.
Резюме: история не такого уж безгранично обаятельного жиголо, вертящего трюки в остатках декораций «Алисы в Стране чудес» — красиво, долго, неясно, зачем.