Фильм «Параллельные миры»: Прямые не пересекаются
Придираться к наивному абсурду сказок обычно не хочется. Не приходит, например, в голову мысль обвинить какой-нибудь хороший фильм о летающем драконе-собаке в том, что драконов-собак не бывает.
Мы нечасто ищем несоответствия в любимых фэнтэзийных мирах. Не упрекаем вселенную Гарри Поттера в том, что поместить волос единорога в волшебную палочку сложно как минимум потому, что не бывает единорогов. Царевне-лягушке не вытряхиваем на лист кувшинки мешок доказательств невозможности трансфигурации человека в животное и обратно.
«Параллельным мирам» же хочется предъявить сразу многое - и прежде всего потому, что, изначально взяв сказочный, фантастический тон, режиссер Соланас берется объяснять удивительные свойства придуманного им мира с точки зрения классической физики и, не знаю, какой-нибудь астрономии - и терпит абсолютное поражение. Равно как и в прочих прецедентах, где от него требуется тонкая сценарная работа.
Действие происходит на двух параллельных планетах, одна из которых почему-то считается «верхней» (где в космосе верх и низ?). Влюбленные (замечательный Джим Стерджесс и несколько усталая от ролей свежих девочек Кирстен Данст) пытаются «построить свою любовь», имея разнопланетную прописку. Фон у любовной истории не самый благополучный. Жители верхней угнетают и эксплуатируют своих подвальных собратьев, последние же неизысканно мстят воровством предметов с верхней планеты. Предметы, принесенные с другой планеты, самовоспламеняются через час после контакта с чужой атмосферой, и это помогает нижним планетянам отапливать свои дома. Ходить на чужой планете можно только исхитрившись научно или механически - и обязательно вниз головой. Сколько с этим связано научных и логических несоответствий - посчитаете сами, оказавшись в кинозале. Тут понимаешь, что если бы Соланас не пытался с самого начала взять тон научной фантастики, возможно, ему можно было бы простить загадочных розовых пчёл как объяснение возможности путешествий между планетами. Но нет.
При всём этом картина невероятно визионерская, полная визуальных удивлений, масштабных прекрасных полотнищ - так, пожалуй, можно было бы снимать писателя Нила Геймана. И за то, что вся эта красота, по сути, пропадает зазря - чудовищно, невероятно обидно. В фильме есть очень говорящий эпизод - во время кадровой зачистки в угнетающей корпорации в ряду других имен уволенных называется имя самого режиссера «Параллельных миров». Комментарии будут лишними.
Резюме: средней руки, но невероятной красоты сказка, которая совершенно зря попыталась быть умнее, чем она есть.