Фильм «Петля времени»: Замкнуть петлю
Есть фильмы, про которые можно долго и упоённо ругаться, есть те, о которых можно только устало развести руками.
Есть те, которые прекрасно раскладываются по классическим кинематографическим полочкам: вот это хорошо, это – очень хорошо, а тут вона как удачно завернули. И есть такие фильмы, как «Петля времени» - вместо тысячи слов подари им взволнованный выдох на финальном кадре. Потому что говорить тут нечего, надо смотреть.
Да и рецензий и отзывов перед походом в кино лучше не читать (в том числе и вот эту, которая сейчас у вас перед глазами). Потому что кинообозреватель находится в этом случае между двух огней; вернее, на одном костре. Рассказывать о «Петле времени» нельзя ничего, всё будет спойлером; только ходить вокруг и около и делать намекающие взгляды: ребята, там круто. Но попробуем.
Райан Джонсон ярко дебютировал в кино «Кирпичом» - заковыристым детективом о пламенных школьниках и их нешуточных любви, смерти и возмездии. Уже там он показал себя специалистом по многосложным сюжетным паззлам – смысловые кусочки у него подогнаны один к одному так, что не придраться и с микроскопом.
С «Петлёй времени» так же – что научно-фантастическая, что драматическая его составляющие пригнаны друг к другу и внутри самих себя безупречно. Причём если «Кирпич» у Джонсона более-менее держал один взятый в самом начале аккорд, то тут режиссёр явно вдыхает полной грудью – и пускается во все тяжкие. Из научно-фантастической истории про киллеров, которым из будущего посылают их жертв, которые могут оказаться ими самими – он аккуратно выворачивает в боевик а-ля восьмидесятые. Оттуда – в развесистую хоррор-драму в духе Стивена Кинга. Из неё – в натуральный какой-то постапокалиптический вестерн. И заканчивает это всё единственно правильным образом. Причём заканчивает, оставляя зрителю несколько вопросов, на которые приходится отвечать самостоятельно – и так получается, что после просмотра голова работает в сторону фильма ещё долго. Редкое дело.
Что касается актёрского состава, то для Уиллиса это, пожалуй, чуть ли первая полноценно заметная работа в громком кино со времен «Города грехов». Гордон-Левитт пишет тут такого лихого бойца пополам с гулякой и с острой джеймсбондинкой в образе. Ну и Эмили Блант, да – женщина мечты с ружьём в руках и любовью в очах.
Наслаждаясь возможностями широкой жанровой палитры, Джонсон не забывает раскидать по всему фильму как бы необязательных красивостей и замечательного абсурда. Облако-молния в небе, клубящийся в чашке кофе с молоком, петляющие кольца табачного дыма невозмутимо и расслабленно соседствуют с бешеной динамикой преследований. А ещё, а ещё – кажется, «Петля времени» - первый фильм, в котором единственный эротический эпизод целиком и полностью зависит от игрушечной лягушки.
Резюме: одна из самых важных премьер года; умное, лихое, трагическое кино.