Фильм «Пленницы»: А кто сидит в тебе?
К «Пленницам», первому американскому фильму канадского режиссера Дени Вильнева, оказываешься совершенно не готовым.
Ну, да, готовишься делать ему сразу множество скидок: и первое кино режиссера, снятое не на «своей» почве (где-то там на подходе его фестивальная премьера «Враг» по роману Сарамаго с тем же Гилленхолом), и триллер про маленький городок, и загадочный маньяк – похититель девочек, ладно, давайте, попугайте нас.
В ответ на все это Вильнев хмуро улыбается и выдает безудержно страшную и вместе с тем выдержанную ленту. Вот если замечательный фильм «Сборник серебряных лучиков», который «Мой парень – псих» -- про ненормального в каждом из нас, то «Пленницы» -- про то, что в каждом заперт свой маньяк и свой ужас, которые пробуждаются по щелчку.
Главного героя у Вильнева нет – он остается одинаково внимателен ко всем, хирургически выцепляя самые яркие кусочки персонального ада каждого из персонажей – кассету, которую пересматривает мама похищенного мальчика, пустую бутылочку от снотворного, запись проповеди в машине обезумевшего от горя отца, нервный тик лучшего детектива на участке. В итоге к концу второго часа картины начинаешь сходить с ума от эмпатии: все дураки или всех жалко, только не умирай.
«Пленниками» (которые в оригинальном названии, конечно, лишены гендерной окраски) так или иначе оказываются тут все: пленниками алкоголизма, старого пыльного подвала, вонючего подпола, собственных неправильных решений.
Несмотря на тему, стоящую на грани эмоциональных спекуляций – у родителей воруют детей, ну чем еще проще надавить зрителю на нервы? – Вильнев довольно элегантно обруливает эпизоды, где можно сфальшивить. Здесь нет ни одной сцены воссоединения, например.
Все многочисленные линии, разрастающиеся по ходу пьесы, в итоге накручиваются на идеальное завершение, которое даже скорее про аудио-, а не про визуальное искусство. Чего хочется сейчас – посмотреть еще что-нибудь еще у Вильнева. И, да, Гилленхол все-таки очень большой актер.
Резюме: настоящий триллер, где все на месте, гулкий, мощный и прекрасный.