Фильм «После нашей эры»: Родительский день
М. Найт Шьямалан последние годы своей карьеры громко и браво катился под откос построенной им же самим горы.
Начиная с «Таинственного леса» визионерский почерк Шьямалана стал перекашиваться в какие-то подозрительные стороны – если «Таинственный лес» одновременно и пугающ, и красив, то какую-нибудь «Девушку из воды» или «Повелителя стихий» смотреть с удовольствием невозможно – кажется, что за всей этой акварельно-гуашевой палитрой тебе толкают высокобюджетно переснятую продукцию низового кабельного канала (не-праймтаймовую) с нехитрыми истинами на тему экологии и справедливости.
Любимая Шьямаланом месть природы человечеству стала здесь заглавной: по сценарию, космический рейнджер со своим сыном (Уилл и Джейден Смиты) после аварии попадают на покинутую Землю, которая за многие тысячелетия научилась сбрасывать с себя людей, как ненужный сор. По ночам здесь наступает пятидесятиградусный дубак, паразиты изничтожают человеческую тушку за считанные минуты, огромные птицы и недружелюбные приматы не оставляют места никому, чье имя – гомо сапиенс.
Постапокалипсис «Обливиона» был красив за счёт своего минимализма; постапокалипсис «После нашей эры» хорош жирной, чернозёмной красотой покинутого сада. Шьямалан делает Смиту с сыном такой камерный «Звёздный десант» на двоих – сражения с завезенной из космоса бешеной тварью, похожей на плод любви «чужого» и осьминога, становление воина и отдача чести со слезами на глазах выглядят, конечно, слегка наивно. Но важно другое – кажется, после череды неудачных сказок в Шьямалане начал просыпаться тот специалист по странному, тихому и пугающему, которого мы помним и любим. И чёрт с ними, со скромными актёрскими способностями Смита-младшего, с незамысловатой моралью, с лобовыми драматическими ходами.
Резюме: фильм про всё живое, возвращающий Шьямалану узнаваемый почерк после десяти лет стрельбы «в молоко»; довольно простой на фоне его первых работ, но однозначно удачный на фоне последних.