Фильм «Притяжение»: Разборки и любовь в Чертаново
В большинстве кинотеатров нашей необъятной родины накануне стартовал фильм Федора Бондарчука «Притяжение» — отечественная лента об инопланетном вторжении, массовых беспорядках и о любви, конечно. Вышло ли из этого что-нибудь толковое? Сейчас узнаем.
Столичный район Северное Чертаново живет в своей неспешности, здесь же без материнской ласки растет дочь (Ирина Старшенбаум) полковника Лебедева (Олега Меньшикова): у красотки есть по понятиям живущий друг из автомастерской (Александр Петров), пес, подружка с розовыми локонами и пачка сигарет на случай нервного срыва. И все бы ничего, но однажды на район по несчастливой случайности приземляется корабль пришельцев. И школьные будни сменяет режим военного положения, череда смертей и тщетные попытки разобраться в происходящем.
Без всяких сомнений, в сюжете первого для современного российского кинематографа мощного фильма (бюджет — 380 млн рублей) о пришельцах все звучит более чем логично, да — простовато, да — ничего нового, но это не совсем так. За два с половиной часа тандем сценаристов в лице Олега Маловичко («Призрак», «Елки 1914») и Андрея Золотарева («Призрак» и «Моя прекрасная няня») уводит вас в такие дебри, что мало не покажется: тут тебе и сила соцсетей, и любовная линия с инопланетянами, и мощь российской обороны с ее не всегда верными стратегическими решениями, и народное ополчение. Доводилось ли вам когда-нибудь играть в игру, когда в беспрерывно рассказываемую историю необходимо быстро вставлять рандомные слова? Больше всего готовый сценарий «Притяжения» похож именно на это.
Что касается Бондарчука, то режиссеру, похоже, не дает покоя слава талантов с мировым именем. Вот только проблема в том, что снимать сын великого режиссера хотел что-то вроде «Района номер девять», а получил (в лучшем случае) британско-французскую комедию «Чужие на районе» или отличный сериал для школьников.
Кстати, о школьниках. Это 100-процентное попадание в аудиторию (и виной тому не только пометка 12+). По фильму тут и там разбросаны культурные метки, понятные любому современному старшекласснику и студенту младших курсов. Билеты на концерт Макса Коржа, первый секс на родительской кровати, группа «Грибы» из открытых форточек авто, любовь с не-таким-как-все парнем — разве можно мечтать о чем-то еще? Впрочем, если все вышеперечисленное для вас — пустой звук, не расстраивайтесь — наивность и очаровательная глупость фильма импонирует ничуть не меньше.
Чем обрадовала лента, так это новыми лицами талантливых молодых актеров (кроме Меньшикова и Гармаша, конечно, но их талант даже не обсуждается). Свежая кровь буквально пылает, в эмоции хочется поверить, и все такие симпатичные, хоть и не Данилы Козловские.
Спецэффекты тоже вышли достойными. Если в трейлере комично летящая между многоэтажек вращающаяся сфера (похожая на корабль из «Автостопом по Галактике») смотрелась так себе, а пафосный саундтрек с набором кадровых стереотипов раздражал, то в фильме все вышло ровно наоборот, то есть достойно формата 3D, IMAX и прочих наворотов, ради которых стоит сидеть перед большим экраном.
С чем еще в порядке в «Притяжении», так это с юмором. Создатели не стесняются в выражениях, шутят точно, смешно, а иногда — очень остро. Бабушки здесь постят тарелки в Instagram, а пришельцы расхаживают по улицам в меховой ушанке бати и смешно коверкают человеческую мимику. Другое дело, что многие моменты кажутся смешными вовсе не потому, что кто-то хотел одарить вас порцией здорового юмора, а все из-за той же глупости происходящего. Вообще несостыковки, оборванные линии сюжета и повисающие в воздухе вопросы — визитная карточка «Притяжения», от них порой хочется спрятаться под кресло. Так и представляешь себе, как в созданной друзьями главной героини группе сопротивления (в соцсети, разумеется) дарили толстовки за репост и лайк, чтобы затем за пару часов собрать толпу и ринуться на космический корабль в одежде с фирменной символикой повстанцев.
Короче говоря, у вас есть причины пойти на «Притяжение» в кино — хотя бы для того, чтобы увидеть это своими глазами, посмеяться и поддержать далеко не всегда радующий глаз отечественный кинематограф. Другое дело, что новый фильм Бондарчука похож на бутерброд из какой-нибудь закусочной, где между булок разрешают разместить десятки ингредиентов — по-отдельности все это вкусно, а вот вместе — не звучит. От слова «совсем».