Фильм «Профессионал»: Убийство как логическая задача

\\Александра Закирова

Есть такая книжка у авторов Генри Лайон Олди – «Герой должен быть один». Фильмы с Джейсоном Стэтхэмом не имеют к книге никакого отношения, но прекрасно олицетворяют ее название.

Этот лозунг – примета и проблема фильмов с Джейсоном Стэтхэмом. Герой в них действительно всегда один. Во-первых, потому, что остальным героям рядом со Стэтхэмом в сценарии тесновато. Во-вторых, потому, что он один и тот же.

Вторая проблема гораздо меньше первой, потому что давно превратилась в фишку. Вот Стэтхэм в майке демонстрирует мощные плечи, вот он в темных очках, вот – в камуфляжном обмундировании и закатанной к затылку черной шапочке. Меняем наряды местами, получаем разные фильмы. Стэтхэм давно стал брендом, элитной продукцией, переходящей от режиссера к режиссеру. Пожалуй, это все-таки роднит его фильмы с боевиками видеосалонов, по которым в кинолюбительской среде вроде как принято ностальгировать.

Первая проблема куда серьезней. То, что в свой кинодебют режиссер Гэри МакКендри сумел заполучить еще и Роберта Де Ниро, и Клайва Оуэна – это уже победа. А разумно распорядиться этой победой – серьезная режиссерская головная боль. И получается, что, пока на экране главный герой – Денни, остальные превращаются в чурки с глазами. Зато в своих соло-эпизодах и Де Ниро, и Оуэн разворачиваются в полную силу своих актерских талантов. Де Ниро, которому, на минуточку, скоро 80, замечательно стреляет, немного дерется и ведет проникновенные беседы. А в сцене с охраняемой им девушкой главного героя, кажется, вот-вот перетянет на себя романтическое одеяло и пойдет очаровывать ее направо и налево. Чего, конечно, не случается. Персонаж Оуэна очень объемный. Он пытается защитить троих бывших спецназовцев от киллеров, и в этих попытках сталкивается с бессилием против легальной и нелегальной систем, на деле очень похожих между собой. И вот как он играет одним лицом ярость, надежду и отчаяние – на это можно смотреть бесконечно.

История, легшая в основу фильма, кстати, условно документальна. Еще в конце прошлого века книгу о непростых делах спецназовцев в Омане написал один из непосредственных участников событий. Британское правительство поспешило опровергнуть противоправные действия, описывавшиеся в книге, но пищу для фантазии сценаристам эта автобиография дала неплохую. Вкратце, задача героя Стэтхэма в фильме состоит в том, чтоб уничтожить троих бывших вояк, убивших сыновей оманского шейха (не забыв снять на камеру их признания в убийстве), но при этом обставить все так, чтоб на посторонний взгляд они погибли без вмешательства убийцы. При этом Денни – киллер с понятиями, он не «мочит» детей и невиновных. И в те моменты, когда Стэтхэм приступает к выполнению этих «творческих заданий», фильм, наконец, становится на верные рельсы интересного боевика.

Отдельное «спасибо» прокатчикам, которым в очередной раз не понравилось, как называется кино в оригинале. Из «Элиты убийц» фильм превратился в «Профессионала» – несмотря на то, что русскому зрителю это название прежде всего напоминает о фильме с Бельмондо 1981 года.

И все-таки есть в «Профессионале» нечто, что отдаленно напоминает любимые народом салонные боевики – это отдельные фразы, которые, если бы фильм был немного ярче, стали б крылатыми. Ну, например – «Я завязал с убийствами. — Но убийства не завязали с тобой». Надо запомнить.

Резюме: боевик с Джейсоном Стэтхэмом – напряженный, динамичный, поднимающий проблемы отношений с Востоком, но – дежурный.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
23 сентября 2011

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх