Фильм «Профессионал»: Убийство как логическая задача
Есть такая книжка у авторов Генри Лайон Олди – «Герой должен быть один». Фильмы с Джейсоном Стэтхэмом не имеют к книге никакого отношения, но прекрасно олицетворяют ее название.
Этот лозунг – примета и проблема фильмов с Джейсоном Стэтхэмом. Герой в них действительно всегда один. Во-первых, потому, что остальным героям рядом со Стэтхэмом в сценарии тесновато. Во-вторых, потому, что он один и тот же.
Вторая проблема гораздо меньше первой, потому что давно превратилась в фишку. Вот Стэтхэм в майке демонстрирует мощные плечи, вот он в темных очках, вот – в камуфляжном обмундировании и закатанной к затылку черной шапочке. Меняем наряды местами, получаем разные фильмы. Стэтхэм давно стал брендом, элитной продукцией, переходящей от режиссера к режиссеру. Пожалуй, это все-таки роднит его фильмы с боевиками видеосалонов, по которым в кинолюбительской среде вроде как принято ностальгировать.
Первая проблема куда серьезней. То, что в свой кинодебют режиссер Гэри МакКендри сумел заполучить еще и Роберта Де Ниро, и Клайва Оуэна – это уже победа. А разумно распорядиться этой победой – серьезная режиссерская головная боль. И получается, что, пока на экране главный герой – Денни, остальные превращаются в чурки с глазами. Зато в своих соло-эпизодах и Де Ниро, и Оуэн разворачиваются в полную силу своих актерских талантов. Де Ниро, которому, на минуточку, скоро 80, замечательно стреляет, немного дерется и ведет проникновенные беседы. А в сцене с охраняемой им девушкой главного героя, кажется, вот-вот перетянет на себя романтическое одеяло и пойдет очаровывать ее направо и налево. Чего, конечно, не случается. Персонаж Оуэна очень объемный. Он пытается защитить троих бывших спецназовцев от киллеров, и в этих попытках сталкивается с бессилием против легальной и нелегальной систем, на деле очень похожих между собой. И вот как он играет одним лицом ярость, надежду и отчаяние – на это можно смотреть бесконечно.
История, легшая в основу фильма, кстати, условно документальна. Еще в конце прошлого века книгу о непростых делах спецназовцев в Омане написал один из непосредственных участников событий. Британское правительство поспешило опровергнуть противоправные действия, описывавшиеся в книге, но пищу для фантазии сценаристам эта автобиография дала неплохую. Вкратце, задача героя Стэтхэма в фильме состоит в том, чтоб уничтожить троих бывших вояк, убивших сыновей оманского шейха (не забыв снять на камеру их признания в убийстве), но при этом обставить все так, чтоб на посторонний взгляд они погибли без вмешательства убийцы. При этом Денни – киллер с понятиями, он не «мочит» детей и невиновных. И в те моменты, когда Стэтхэм приступает к выполнению этих «творческих заданий», фильм, наконец, становится на верные рельсы интересного боевика.
Отдельное «спасибо» прокатчикам, которым в очередной раз не понравилось, как называется кино в оригинале. Из «Элиты убийц» фильм превратился в «Профессионала» – несмотря на то, что русскому зрителю это название прежде всего напоминает о фильме с Бельмондо 1981 года.
И все-таки есть в «Профессионале» нечто, что отдаленно напоминает любимые народом салонные боевики – это отдельные фразы, которые, если бы фильм был немного ярче, стали б крылатыми. Ну, например – «Я завязал с убийствами. — Но убийства не завязали с тобой». Надо запомнить.
Резюме: боевик с Джейсоном Стэтхэмом – напряженный, динамичный, поднимающий проблемы отношений с Востоком, но – дежурный.