Фильм «Пять невест»: в ЗАГС – оптом!
По дороге на «Пять невест» я мучительно вспоминала, когда же в последний раз во время комедии российского производства мне приходилось искренне смеяться, а не прикрывать лицо рукой.
По всем раскладам получалось, что кроме фильмов «Квартета И» («День радио», «День выборов», «О чем говорят мужчины») ничего на ум не приходит. Но это все-таки не совсем правильный результат. Творчество московского комического театра – это ведь именно сцена, пьеса, вышедшая (пусть и крайне успешно) на широкий экран. Диалоговый формат их уморительных постановок – не кино в обычном его понимании.
Комедии «в обычном их понимании» – это сейчас, в лучшем случае, очередная «Любовь-морковь», в худшем – какой-нибудь жуткий «Самый лучший фильм» или «Яйца судьбы». С тех пор, как лицом российской комедии стал Михаил Галустян, ждать от этого жанра чего-то выдающегося не приходится.
На этом печальном фоне попытка Карена Оганесяна вернуться к традициям советского смешного кино – шаг, достойный всяческих похвал и почти удачный.
Сюжет фильма добрый и даже благородный – при том, что главный герой (Данила Козловский) должен сочетаться законным браком с пятью девушками, старается он не для себя, а для товарищей. Обстановка при этом щемящая: 1945 год, война хоть и кончилась, а в поселках девчонкам приходится приглашать на танцы друг друга и вставать в очередь за оставшимися мужчинами – инвалидами войны или молодящимися стариками. И за красавцем в форме из деревеньки в деревеньку бегут все: девицы, разгневанные делящие его между собой сваты, ветераны с ружьями и комендантша с комендантом.
Среди всего этого возвращения к истокам несколько нелепо выглядят сцены, в которых муж-офицер гоняет любовника жены, подтягивающего панталоны или, поблескивая трусами, ее же несет в койку. Но будем считать, что эти эпизоды – для тех, кому искренне понравился «Самый лучший фильм».
Дуэт Козловского и Боярской радует глаз. Боярской роль пацанки, водительницы автобуса в гаврошевой кепке к лицу куда больше, чем томные взоры возлюбленной Колчака в «Адмирале». Козловский уже примерял военную форму Великой Отечественной в замечательной картине «Мы из будущего», кстати, примерит ее и в грядущей в 2013 году премьере фильма Федора Бондарчука «Сталинград». Форма его красит, непривычно комедийная роль дается красавцу на твёрдое «4».
И все же чего-то «Пяти невестам» не хватает. У всех пяти девушек на выданье заметно разные характеры, но ярче всех – Пегова и Боярская, остальные теряются. Много трогательных и светлых эпизодов – от игры в полет, которой маются усыпанные орденами воины на германском посту, до последней сцены объяснения в любви, - но мало афористических, запоминающихся фраз. А ведь именно они оставались в памяти после каждой из любимых комедий времен наших дедушек и бабушек. Впрочем, первый шаг в сторону от туалетного юмора и беззубых сиквелов разных там «Ироний судьбы» все равно сделан. Ура!
Резюме: почти отличная комедия, которую не стыдно показать школьникам. А это сейчас редкость.