Фильм «Ржевский против Наполеона»: Концентрированный фейспалм
Прежде чем все-таки начать говорить (надо же заставить себя это сделать) об этом фильме, я немного расскажу вам о самом Ржевском.
Если верить Википедии, у Ржевского один более-менее похожий на всем известного анекдотического персонажа прототип. Да, Ржевский, да, подпоручик. Согласно приведенному там же примеру, на одном из балов отличился расхаживанием в костюме русской печки с интригующими открывающимися заслонками сзади и спереди.
Комедия Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" выпустила из бутылки в народный эпос демон Ржевского. Поставленная, в свою очередь, по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», она рисовала Ржевского в довольно залихватских красках, но, пожалуй, далеко не таким, каким он стал впоследствии, трансформировавшись в окончательного похабника, бражника и блудника.
Режиссер Марюс Вайсберг вроде бы не отклоняется от этого образа, но подает его с беспомощностью провинциального КВН-а. Вайсберг, кстати, уже несёт ответственность за то, что в багаже отечественного кино есть такая разудалая дрянь в исторических декорациях, как «Гитлер капут!». «Гитлера» с «Ржевским» роднит не только феерия идиотизма, но и Анфиса Чехова со своими «подружками» - и да, я говорю о том, о чем вы подумали. Итак, Чехова подпрыгивает на матрасе, Ржевского спрашивают «Вы что, лесбиянка?», Наполеон с криком «вперед» бросается на пейзанку, но жалуется на малый размер туфлей. Теоретически «Ржевский» мог стать хорошей комедией (черт, да в теории любое плохое кино могло бы быть хорошим). С феерическими шутками на грани, а не за ней, благо эротомания, игры с переодеванием и исторический контекст, взятые разом, дают для юмора необозримое поле.
Вместо этого симпатичный артист Деревянко, которому, на мой взгляд, чудовищно не везет с ролями, полтора часа воплощает довольно постыдного поручика – и не в том смысле, в котором задумывалось. Ржевский, которого ему предложил Вайсберг, разве что неплохо выглядит в женском платье. В основном же он исторгает унылые шутки, при половом акте сотрясает стены домов и безрадостно передвигается посреди плосковатого три-дэ, создавая чересчур убедительное впечатление. Будто в команду сценаристов удивительным образом попала парочка восьмиклассников, чьи представления об эротической шутке начианются щелканием лифчиками одноклассниц сквозь блузки и заканчиваются творчеством ВИА «Красная Плесень».
А, впрочем, есть в «Ржевском» и приятные стороны. Это песня Джо Дассена и Ефремов в роли Льва Толстого, забавно перекликающейся с выходами Толстого в «О чем ещё говорят мужчины». В остальном же это отборный, концентрированный, недюжинных масштабов повод в ужасе прикрыть лицо рукой и представить, что всё это на самом деле происходит не с нашим кино, вовсе нет.
Резюме: Здесь нужно бы посоветовать всем и каждому бежать из кинозала уже при первых кадрах «Ржевского», но не исключаю, что ради учёного интереса можно добавить его в свою копилку удивительного.