Фильм «Ржевский против Наполеона»: Концентрированный фейспалм

\\Александра Закирова

Прежде чем все-таки начать говорить (надо же заставить себя это сделать) об этом фильме, я немного расскажу вам о самом Ржевском.

Если верить Википедии, у Ржевского один более-менее похожий на всем известного анекдотического персонажа прототип. Да, Ржевский, да, подпоручик. Согласно приведенному там же примеру, на одном из балов отличился расхаживанием в костюме русской печки с интригующими открывающимися заслонками сзади и спереди.

Комедия Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" выпустила из бутылки в народный эпос демон Ржевского. Поставленная, в свою очередь, по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», она рисовала Ржевского в довольно залихватских красках, но, пожалуй, далеко не таким, каким он стал впоследствии, трансформировавшись в окончательного похабника, бражника и блудника.

Режиссер Марюс Вайсберг вроде бы не отклоняется от этого образа, но подает его с беспомощностью провинциального КВН-а. Вайсберг, кстати, уже несёт ответственность за то, что в багаже отечественного кино есть такая разудалая дрянь в исторических декорациях, как «Гитлер капут!». «Гитлера» с «Ржевским» роднит не только феерия идиотизма, но и Анфиса Чехова со своими «подружками» - и да, я говорю о том, о чем вы подумали. Итак, Чехова подпрыгивает на матрасе, Ржевского спрашивают «Вы что, лесбиянка?», Наполеон с криком «вперед» бросается на пейзанку, но жалуется на малый размер туфлей. Теоретически «Ржевский» мог стать хорошей комедией (черт, да в теории любое плохое кино могло бы быть хорошим). С феерическими шутками на грани, а не за ней, благо эротомания, игры с переодеванием и исторический контекст, взятые разом, дают для юмора необозримое поле.

Вместо этого симпатичный артист Деревянко, которому, на мой взгляд, чудовищно не везет с ролями, полтора часа воплощает довольно постыдного поручика – и не в том смысле, в котором задумывалось. Ржевский, которого ему предложил Вайсберг, разве что неплохо выглядит в женском платье. В основном же он исторгает унылые шутки, при половом акте сотрясает стены домов и безрадостно передвигается посреди плосковатого три-дэ, создавая чересчур убедительное впечатление. Будто в команду сценаристов удивительным образом попала парочка восьмиклассников, чьи представления об эротической шутке начианются щелканием лифчиками одноклассниц сквозь блузки и заканчиваются творчеством ВИА «Красная Плесень».

А, впрочем, есть в «Ржевском» и приятные стороны. Это песня Джо Дассена и Ефремов в роли Льва Толстого, забавно перекликающейся с выходами Толстого в «О чем ещё говорят мужчины». В остальном же это отборный, концентрированный, недюжинных масштабов повод в ужасе прикрыть лицо рукой и представить, что всё это на самом деле происходит не с нашим кино, вовсе нет.

Резюме: Здесь нужно бы посоветовать всем и каждому бежать из кинозала уже при первых кадрах «Ржевского», но не исключаю, что ради учёного интереса можно добавить его в свою копилку удивительного.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
27 января 2012

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх